|
СУДЬБА ДУДУКИСТА afisha.ru Дудук - это армянский народный инструмент, который поет человеческим голосом. Человек, благодаря которому дудук стал известен за пределами Армении, - это Дживан Гаспарян. Когда-то он выступал перед Иосифом Сталиным. Теперь играет с Питером Гэбриэлом и Лайонелом Ричи, участвует в записи музыки к фильмам "Ворон" и "Гладиатор", а в конце мая впервые дает большой сольный концерт в Москве. С самым известным в мире армянским музыкантом побеседовал Алексей Мунипов. Фотографии Сергея Леонтьева. |
||
Сейчас во всем мире вы известны прежде всего по совместным работам с Майклом Бруком и "Кронос-Квартетом". Однако ваша музыкальная карьера началась значительно раньше. Когда, к примеру, вы впервые выступили в Москве? | |||
В 48-м году. Здесь был фестиваль: пять самых лучших ансамблей играли для Сталина. Я был в армянском молодежном. Сталин на первом ряду сидел, метров пять до него. Страшно. Но вроде ему понравилось. После концерта мне даже подарили часы "Победа", сказали, от Сталина. Я молодой был тогда: продал их и всем своим ребятам пива купил. | |||
Ваша история выглядит довольно загадочно. Немолодой профессор Ереванской консерватории, всю жизнь прожив в Армении, вдруг уезжает за рубеж и становится мировой знаменитостью. Как это случилось? | |||
Было так: в 1988 году из Лондона в Москву приехали Майкл Брук и Брайан Ино. Они пошли в студию грамзаписи и слушали фольклор всех народов СССР. Там были и мои две пластинки, они им очень понравились, и поэтому меня пригласили в Лондон. Мы писали пластинку, и еще каждый день мне давали слушать музыку со всего мира. Страну за страной, всего 36. | |||
Зачем? | |||
Ну это как реклама была. Вот сколько у нас всего есть. А я все время концерты давал, 11 концертов за две недели, и везде про эту фирму говорил - так у них диски стали лучше покупать. Это я теперь понимаю, тогда не понимал еще. После этого меня стали приглашать в разные страны - а в Армении было очень плохое время. Света нет, ничего нет. Никто не хотел там жить. Поэтому я поехал в Америку и получил там "грин кард". Но я и до этого очень много ездил. Еще в 56-м году ездил в Америку. Тогда была такая сборная СССР: Большой театр, ансамбль Моисеева, украинский гопак, нанайская борьба, ленинградский балет... 250 человек всего. И армянский ансамбль тоже. Но ехать очень сложно было: разрешения, проверки. А сейчас - свободно. У меня есть менеджер, англичанка, она решает, где играть. Вот еду в Македонию, потом в Нью-Йорк, Португалию, Англию. Я сам не знаю, где живу. Где играю, там и живу. Но только в Ереване у меня дом настоящий. Я преподаю там, одних учеников моих 70 человек. | |||
И все-таки не просто было, наверное, в 60 лет менять жизнь, уезжать на край света, в чужую страну... | |||
А что? Я скромный человек. Меня все любят, все понимают. Вот Лайонел Ричи... У него вообще армянская душа, только под американской спрятана. Живу себе, никому не мешаю. Плохого никому не делаю. Только хорошее, хорошее, хорошее. | |||
А в Голливуд вы как попали? | |||
Позвали, сказали: хотим ваш дудук слышать. Я приехал, а там - о! - техника! Известные артисты выступают! Очень высокий уровень. В первый раз очень боялся, не знал, что играть. Вокруг сплошные профессора, из разных стран - из Парижа, из Италии. Сидят. Экран, пульт, ноты, дирижер. И никаких репетиций: быстро смотришь, что надо играть, и вперед. Я тоже сажусь, ищу глазами свою партию и вдруг вижу: мне диапазона не хватит, у дудука диапазон - октава всего! Переведите, говорю, я не могу это сыграть. Переводчик аж побелел: "Я не могу это перевести! Здесь так не принято!" А дирижер уже поднимает руки, начинают показывать фильм - это был "Русский дом" - и мое соло как раз. Что делать?! Две-три фразы сыграл нормально, а потом стал импровизировать. Дирижер на меня смотрит (а он еще и автор музыки), но не останавливает. Ну, думаю, если что скажет - все. В общем, минут 25 минут я играл. Когда закончили, дирижер что-то говорит, и все начинают аплодировать. Что такое?! Оказывается, он сказал: "Этот человек так играет, словно бы сам это сочинил". В Голливуде вообще много непонятного было: зачем, например, армянский дудук в "Евгении Онегине"? Или в "Гладиаторе"? Но хорошо ведь получилось. | |||
Есть все-таки что-то странное в том, что национальная армянская музыка, которую вы исполняете, стала популярной на Западе. Она ведь, скажем так, довольно заунывная. | |||
Э-э-э, зачем так говоришь? Армянскую музыку любой понимает. Армянская музыка - хорошая музыка. Вот современная - она непонятно какая. Не то русская, не то китайская, не разберешь. А у меня все натурально. | |||
Но ведь world music - то, что вы делали с Бруком или Гэбриэлом, - это, напротив, смешение всего и вся. | |||
Э, там другое! Возьми мою сольную пластинку - там армянская музыка. А когда я играю с Бруком, это называется "рок"! Там импровизация. Что хочу - то и делаю. | |||
Боюсь, ваши слушатели не отличают, где там импровизация, а где аутентичный фольклор. | |||
Ну конечно! Я армянин, играю на армянском инструменте - обязательно получится национальное, даже помимо моей воли. Если бы я на балалайке играл, все равно вышла бы армянская музыка. Ну и хорошо! Мир принимает, народ принимает, большие, слушай, музыканты принимают - значит, хорошо. | |||
|
|||
Впечатления Дольки о концерте Гаспаряна здесь Концертный зал им. П.И.Чайковского, ср 23 мая 2001, 19.00
|