(печатается по изданию: Суоми Вивекананда. Философия йога.
Лекции, читанные зимой 1895-1896 гг. в Нью-Йорке о РАДЖЕ-ЙОГЕ или подчинении
внутренней природы и АФОРИЗМЫ ПАТАНДЖАЛИ с комментариями. Перевод с английского
Я. Попова. Книгоиздательство И. Гудкова. Рига., Латвия.)
ГЛАВА 1. Сосредоточение. Его духовное значение.
- Вот объяснение сосредоточения.
- Йога есть удержание материи мысли [Читта] от облечения в различные образы
[Вритти].
- В это время [время сосредоточения] зрящий [Пуруша] покоится в своем
собственном [естественном] состоянии.
- В остальное время [вне сосредоточения] зрящий сливается со своими
видоизменениями.
- Есть пять разрядов видоизменений, связанных с страданием и не связанных.
- Таковы: правильное знание, неразличение, устное заблуждение, сон и память.
- Прямое восприятие, заключение, и свидетельство компетентного лица суть
доказательства.
- Неразличение есть ложное знание, не подтверждаемое действительностью.
- Устное заблуждение происходит от слов, не имеющих соответствующей
реальности.
- Сон есть Вритти, обнимающее чувство пустоты.
- Память есть следствие неисчезновения [Вритти] воспринятых предметов
[впечатления от которых вновь возникают в сознании].
- Власть над ними [Вритти] достигается упражнением и отречением [отсутствием
привязанности].
- Постоянное усилие держать их [Вритти] в совершенном подчинении есть
упражнение.
- Его почва укрепляется продолжительными и постоянными усилиями,
сопровождаемыми страстной любовью [к достигаемой цели].
- Результат, получаемый теми, которые отвергли жажду воспринимаемых зрением
или слухом предметов, и состоящий в господстве над этими предметами, есть
отречение.
- Это крайнее отречение, отвергающее даже качества, показывает Пурушу
[настоящую природу его].
- Сосредоточение, называемое правильным знанием, есть то, за которым следует
рассуждение, распознавание, блаженство, бескачественное "Я".
- Есть другое самадхи, достигаемое постоянным упражнением в прекращении
всякой умственной деятельности, в котором Читта удерживает только
непроявленные впечатления.
- Самадхи, не сопровождаемое крайним отречением, становится причиною новых
явлений богов и тех, которые слились с природою.
- Другими это самадхи достигается путем веры, энергии, памяти,
сосредоточения и различения действительного.
- Успех достигается быстро при наивысшей энергии.
- Оно [самадхи] затем различно в зависимости от употребляемых средств:
легких, средних или высших.
- Или преданностью Ишваре.
- Ишвара [Верховный Правитель] есть особый Пуруша, непричастный страданию,
следствию действий или желаний.
- В нем становится бесконечным то всеведение, которое в других только в
зародыше.
- Он, будучи неограничен временем, есть наставник самых древних учителей.
- Выражающее его слово есть "Ом".
- Повторение его [Ом] и размышление о его значении [есть Путь].
- Отсюда приобретается наука интроспекции [умение смотреть внутрь] и
уничтожения препятствий.
- Болезнь, умственная леность, сомнение, апатия, перерыв, ложные восприятия,
неуспех в сосредоточении и падение с достигнутой высоты суть заграждающие
[путь] препятствия.
- Скорбь, спутанность мыслей, дрожание тела, неправильное дыхание
сопровождают неудержание сосредоточения.
- Для излечения этого [следует делать] упражнение над одним предметом.
- Дружба, милосердие, радость, равнодушие, делание себя предметом
размышления всвязи с предметами, счастливым или несчастливым, добрым или злым,
- смотря по условиям - успокаивает Читту.
- Выдыхая или удерживая дыхание.
- Те формы сосредоточения, которые приводят к необыкновенным чувствам
восприятия, делают сознание настойчивым.
- Или [размышлением о] Лучезарном, который недоступен никаким страданиям.
- Или [размышлением о] сердце, отказавшемся от всех привязанностей к
чувственным предметам.
- Или [размышлении о] знании, которое приходит во сне.
- Или размышлением о чем бы то ни было, что привлекает как добро.
- Сознание йогов, занятых таким размышлением, становится незагражденным как
для атома, так и для бесконечного.
- Йог, которого Вритти сделались таким образом бессильными [подчиненными],
достигает в получающем, посредствующем и полученном [сущем, сознании и внешних
предметах] сосредоточенности и тождества, подобно кристаллу [перед различными
окрашенными предметами].
- Звук, значение и вытекающее из них знание, будучи смешаны, - называется
самадхи с рассуждением.
- Самадхи, называемое "без рассуждения" [приходит], когда память очищена,
или освобождена от качеств и заключает в себе только значение [предмета
размышления].
- Этим путем [сосредоточения] с распознаванием и без распознавания [способ
размышления] о более тонких предметах [также] объясняется.
- Более тонкие предметы исчезают с Прадханой.
- Эти виды сосредоточения имеют семя.
- Когда сосредоточение "без рассуждения" очищено, спокойствие Читты прочно
устанавливается.
- Знание этого называется "исполненное истины".
- Знание, почерпнутое из свидетельств и заключений, относится к обыкновенным
предметам. Знание же, получаемое от только что упомянутого самадхи, более
высокого порядка: оно способно проникать туда, куда заключение и свидетельства
не могут достигать.
- Впечатления, являющиеся следствием этого самадхи, исключают все другие
впечатления.
- Подавлением даже этого [впечатления, которое заграждает все другие
впечатления] когда все другие задержаны, достигается "лишенное семени"
самадхи.
ГЛАВА 2. Сосредоточение. Упражнение в нем.
- Самообуздание, изучение и посвящение плодов труда Богу называется Крийя
Йога.
- [Они служат] к упражнению в самадхи и уменьшают число препятствий,
связанных с страданием.
- Связанные с страданием препятствия суть: неведение, ложное самосознание
[пристрастие], отвращение и привязанность к жизни.
- Неведение есть источник всех остальных, в каком бы ни были они состоянии,
скрытом, ослабленном, подавленном или распространенном.
- Неведение есть принятие невечного, нечистого, мучительного и не
составляющего настоящее "Я" за вечное, чистое, счастливое, Атман [Сущее Я].
- Ложное самосознание есть отождествление зрящего с орудием зрения.
- Пристрастие есть устремление сознания к удовольствию.
- Отвращение есть реакция на страдание.
- Привязанность к жизни проникает саму ее природу и присуща даже мудрому.
- Они, чтобы быть управляемыми противоположными видоизменениями, должны быть
тонкими.
- Посредством размышления устраняется видоизменение.
- Приемник дел имеет корень в связанных с страданием препятствиях,
испытываемых в этой видимой жизни или невидимой.
- При наличности корня наступает плодоношение [в виде] чувственных образов,
жизни и ощущения удовольствия и страдания.
- Они приносят плоды в виде радости или страдания, производимых добродетелью
или пороком.
- Для распознающего все мучительно как потому, что все приносит страдание -
или своими последствиями, или опасением их, или состоянием, которое производит
в нем впечатления - так и вследствие противодействия качеств.
- Несчастье, еще не наступившее, должно быть устраняемо.
- Причина того, что должно быть устраняемо, есть слияние зрящего с зримым.
- Испытываемое состоит из элементов и органов и по своей природе
просветленное, деятельное и инертное; его назначение - приобретение опыта и
освобождение [испытывающего].
- Состояние качеств суть: определенное, неопределенное, только намеченное и
лишенное признаков.
- Зрящий есть только разум и, хотя чист, видит сквозь окраску сознания.
- Природа испытываемого - для него.
- Хотя разрушается для того, кто достиг цели, она однако ж не уничтожается,
оставаясь присущей другим.
- Слияние есть природа осуществления природы обеих сил, как испытываемого,
так и его Владыки.
- Неведение - его причина.
- При отсутствии этого [неведения] бывает отсутствие слияния, которое и есть
то, чего следует избегать, в этом независимость зрящего.
- Средство уничтожения неведения есть непрерывное упражнение в
распознавании.
- Знание ее принадлежит семикратновысшему основанию.
- С уничтожением, посредством упражнения в различных частях йоги, нечистоты,
знание становится озаренным до распознавания.
- Яма, Нияма, Асана, Пранаяма, Пратьятхара, Дхарана, Дхьяна, Самадхи - суть
органы йога.
- Непричинение вреда, правдивость, неприсвоение чужого, воздержание и
неприятие даров - называется Яма.
- Эти, ненарушаемые временем, местом, намерением и кастой, суть всеобщие
великие обеты.
- Внутреннее и наружное очищение, довольство, самообуздание, изучение и
поклонение Богу составляют Нияму.
- Для заграждения доступа мыслям, враждебным йоге, должны быть вызваны
противоположные мысли.
- Препятствия к йоге есть убийство и прочее, совершенные, вызванные и
одобренные вследствие алчности, гнева или неведения, будут ли они слабые или
сильные или средние. Способ устранения их - думать о противоположном.
- В присутствии утвердившегося в непричинении зла прекращается всякая вражда
[в других].
- Утврждением в правдивости йог приобретает силу пользоваться для себя и
других плодами дел без их совершения.
- Утверждением в неприсвоении чужого все богатства достигаются йогом.
- Утверждением в воздержании приобретается энергия.
- Утвердившись в неприятии даров он [йог] получает вспоминание о прошедшей
жизни.
- С утверждением внутренней и наружной чистоты возникает отвращение к
собственному телу и несообщение с другими телами.
- Возникает также очищение Саттвы, веселое расположение духа,
сосредоточенность, победа над чувственностью и способность самопознания.
- Из довольства происходит высшее счастье.
- Следствием самообуздание является изощрение органов чувств и тела через
уничтожение нечистоты.
- Повторением "мантрама" достигается восприятие присутствия призываемого
божества.
- Принесением всего в жертву Ишваре достигается самадхи.
- Положение тела есть то, которое твердо и приятно.
- Путем легкого усилия и размышления о беспридельном [положение тела]
становится твердым и приятным.
- Раз овладели сидением, противоположности перестают мешать.
- Затем следует управление движением вдыхания и выдыхания.
- Его видоизменения бывают наружные, внутренние или неподвижные,
определяемые местом, временем и числом, продолжительные или короткие.
- Четвертый есть подчинение праны, направлением ее на внешние, или
внутренние предметы.
- Этим ослабляется заслонение света Читты.
- Сознание становится способным к Дхаране.
- Сосредоточение органов производится посредством отречения от
соответствующих им предметов и принятие формы материи-сознания.
ГЛАВА 3. О силах.
- Дхарана есть удержание мысли на каком-нибудь определенном предмете.
- Непрерывное течение познавания этого предмета есть Дхьяна.
- Когда оно, отвергая все образы, отражает только их смысл, это Самадхи.
- [Эти] три [когда в них упражняются] по отношению к одному предмету
составляют Самаяму.
- Достижением этого приобретается опыт знания.
- Им следует пользоваться постепенно.
- Эти три ближе, чем предыдущие.
- Но даже они внешние относительно лишенной семени Самадхи.
- Подавлением беспорядочных видоизменений сознания и возбуждением изменений
управления, сознание достигает сдерживающих видоизменений, следующих за
управляющими силами знания.
- Течение этого укрепляется привычкою.
- Когда берутся всевозможные предметы и сосредотачиваются на одном, эти две
силы попеременно то исчезают, то проявляются. Читта же подвергается
видоизменению, называемому Самадхи.
- Читта достигает одно-полярности, обнимая в одно прошедшее и настоящее.
- Этим объясняется троякое превращение форм времени и состояния в тонкую или
грубую материю и в органы чувств.
- То, на что действует превращение, прошлое, настоящее, или то, которое еще
должно проявиться, есть условное.
- Последовательность перемен есть причина многообразной эволюции.
- Совершением Самаямы над тремя родами изменений приобретается знание
прошлого и будущего.
- Совершением Самаямы над словом, значением и знанием, которые обыкновенно
смешаны, приобретается понимание всех звуков животных.
- Различением впечатлений - знание прошлой жизни.
- Совершением Самаямы над признаками чужого тела - знание его сознания.
- Но не содержание чужого сознания, так как оно не было предметом Самаямы.
- Совершением Самаямы над формою тела при устранении способности восприятия
образов и отделения способности проявления в глазу, тело йога становится
невидимым.
- Карма бывает двух родов, приносящая плоды рано или поздно. Совершая
Самаяму над нею, или посредством знаков, называемых АРИШТХА, -
предзнаменования, - йоги знают точное время разлучения со своими телами.
- Совершением Самаямы над дружбой и прочем приобретаются различные силы.
- Совершением Самаямы над силой слона и т.п. йогом приобретается
соответствующая сила.
- Совершением Самаямы над тем лучезарным светом приобретается знание
утонченного, заграждающего и удаленного.
- Совершением Самаямы над солнцем - познание миров.
- Над луной - знание созвездий.
- Над полярной звездой - движение звезд.
- Над кругом пупка - познание телесного организма.
- Над углублением у горла - прекращение голода.
- Над нервом, называемым КУРМА, - устроенность тела.
- Над сиянием около вершины головы - лицезрение Сиддхов.
- Или силою Пратибха - всеведения.
- В сердце - знание мыслей.
- Обладание получается через неразличение сил сдержанной души и Саттвы; оно
действует на других: Самаяма над этим дает знание Пуруши.
- Отсюда возникает приобретение слуха, осязания, зрения, вкуса и обоняния,
присущих Пратибхе.
- Это препятствия для самадхи, но они есть силы в земном состоянии.
- Когда причина связи ослаблена, йог, посредством своего знания проявления
через органы входит в чужое тело.
- Победою над током, называемым УДАНА, йог не погружается в воду или болото
и может ходить по остриям.
- Победою над током САМАНА он окружается светом.
- Совершением Самаямы над отношением слуха к АКАШЕ приобретается
божественный слух.
- Совершением Самаямы над отношением АКАШИ и тела йог становится легким, как
вата, и может ходить по воздуху.
- Совершением Самаямы над внешними реальными видоизменениями сознания,
называемыми великой бестелесностью, достигается исчезновение заслоняющего
свет.
- Совершением Самаямы над элементами, начиная с грубых и кончая самыми
тонкими, приобретается господство над элементами.
- Отсюда происходит утонченность и прочие прославления тела и
неразрушаемость телесных свойств.
- Прославление тела состоит в красоте, цвете кожи, силе, подобной алмазу
крепости.
- Совершением Самаямы над объектом, знанием и самосознанием органов
постепенно получается победа над ними.
- Отсюда происходит просветленное сознание, сила органов, независимо от
тела, и покорение природы.
- Совершая Самаяму над саттвой, тот, кто различает разум от Пуруши,
приобретает вездесущее и всеведение.
- Отречением даже от этих последних разрушается самое семя зла, он достигает
Кайвалья.
- Требуется полное отвержение наслаждения и искушений со стороны небесных
существ, под страхом возобновления зла.
- Совершением Самаямы над частицей времени и ее кратными приобретается
распознавание.
- То, что не может быть различаемо по видам, признакам и месту, даже то
будет распознано вышеуказанной Самаямой.
- Спасающее знание есть то знание распознавания, которое обнимает все
предметы, все средства.
- Равенством чистоты Саттвы и Пуруши достигается Кайвалья.
ГЛАВА 4. Независимость.
- Сиддхи [силы] приобретаются от рождения, химическими средствами, силою
слов, самообузданием или сосредоточением.
- Переход из одного вида в другой совершается через восполнение природой.
- Добрые дела и прочие не суть прямые причины превращений в природе, но они
действуют как устранители препятствий к эволюции природы, как земледелец
разрушает препятствия течению воды, которая затем бежит вниз, следуя
собственной природе.
- Созданные мнения произошли только от эгоизма.
- Хотя деятельность различных созданных сознаний различна, они все
управляются одним первоначальным сознанием.
- Между различными Читтами та, которая достигается через Самадхи, чужда
желаний.
- Дела ни белы ни черны для йогов; для прочих они троякие: белые, черные или
смешанные.
- Из этих трех родов дел в каждом состоянии проявляются только те желания,
[которые] свойственны этому сосоянию. Остальные находятся в это время в
бездействии.
- Есть последовательность в желаниях, даже разделенных видами, временем и
пространством, так как существует объединение в памяти и впечатлениях.
- Жажда счастья вечна, поэтому желания не имеют начала.
- Так как оно связано причиною, следствием, основанием и предметами, то при
отсутствии их, само отсутствует.
- Прошлое и будущее находятся в их собственной природе, так как пути
отношений различны.
- Принадлежа к природе Гун, они бывают проявляющимися или тонкими.
- Единство в вещах происходит от единства в изменениях. Хотя существуют три
вещества, но, так как их изменения находятся во взаимной зависимости, то все
предметы имеют единство.
- При тождественности предметов восприятие и желание различаются, смотря по
различию сознаний.
- Вещи известны или неизвестны сознанию в зависимости от окраски, сообщаемой
ими сознанию.
- Состояния сознания всегда известны, ибо господин сознания неизменен.
- Сознание, будучи объектом, не имеет собственного света.
- Вследствие невозможности для него познавать две вещи одновременно.
- Если предположить другие воспринимающие сознания, не будет конца подобным
допущениям и путаница в памяти.
- Так как сущность знания [Пуруша] неизменяема, то, когда мысль принимает ее
форму, она становится сознательной.
- Получая окраску от видящего и видимого, сознание способно понять все.
- Сознание, будучи сложным, своими бесчисленными желаниями действует для
другого [Пуруша].
- Восприятия сознания, как Атмана, прекращается для достигшего познания.
- Тогда устремленное к распознаванию сознание достигает предшествующего
состояния Кайвалья [разобщения].
- Мысли, являющиеся как препятствия этому, являются от впечатлений.
- Разрушаются они тем же способом, как неведение и прочее, как сказано
раньше.
- Только достигший правильно различающего знания сущностей и отрекшийся от
плодов его приходит, вследствие совершенного распознавания к самадхи,
называемого облаком добродетели.
- Отсюда получается прекращение страданий и труда.
- Тогда знание, лишенное покрывала и нечистоты, становится бесконечным,
подлежащее же познанию - ничтожным.
- Тогда окончены последовательные превращения качеств, так как цель их
достигнута.
- Перемены, существующие по отношению к моментам времени и воспринимаемые на
другом конце [в конце ряда] составляют последовательность.
- Устранение в обратном порядке качеств, лишенных для Пуруши всякого
побуждения к действию, есть КАЙВАЛЬЯ, или утверждение силы знания в его
собственной душе.
Другие издания и переводы "Йога сутры" на русский язык:
- Классическая йога. ("Йога-сутры" Патанджали и "Вьяса-бхашья"). Перевод с
санскрита, введение, комментарий и реконструкция системы Е.П. Островской и
В.И. Рудого. Москва, Наука, Главная редакция восточной литературы, 1992.
- Путь Шивы. (Антология древнеиндийских классических текстов). Киев, Ощество
ведической культуры, Экслибрис, 1994.
- Свами Вивекананда. Практическая веданта. Избранные работы. Переводы с английского
под редакцией В.С. Костюченко. Москва, Ладомир, 1993
Сайт управляется системой
uCoz