|
|
|
|
|
Перевод: Вагид Рагимов
Это - большая статья о противоречиях вокруг Кармапы,
которая представляет относительно сбалансированный взгляд на ситуацию и
является первым тщательным журналистским исследованием, содержащим много
ясных сведений о подоплёке всех этих событий. Автор работал над ней
несколько недель, и ему удалось во многом разобраться. Стремясь вникнуть в
суть вопроса и заглянуть за фасад в облике действующих лиц, он беседовал
со многими людьми, даже в самом Тибете. Ему удалось выявить немало фактов,
не упоминавшихся в сводках новостей этого года - либо из невежества, либо
намеренно.
Эта статья появилась в очередном (от 20 октября) номере
журнала Эйшиавик, выпущенном сегодня (15 октября - прим. пер.). Это -
крупное периодическое издание на английском языке, выпускаемое в Азии и об
Азии. Вы можете найти эту статью на вебсайте журнала: www.asiaweek.com.
Эту статью сопровождают три дополнительных информационных
фрагмента - два интервью и справка о перерождениях. Нажав на
соответствующие пункты, вы должны получить возможность их прочитать.
Обратите внимание на фотографию в начале и подпись под
ней.
Пожалуйста, перешлите эту статью своим друзьям и
последователям Его Святейшества 17-го Кармапы, Тхайе Дордже.
Борьба за душу Тибета
ДЖУЛИАН ГИРИНГ, Лхаса и Дхарамсала
А ТАКЖЕ:
Интервью: Как Далай-лама видит будущее Тибета
Перерождение: Политика в главной мистерии буддизма
Интервью: "Предатель" Тибета, Нгабо Нгаванг
Джигме
|
Тибетские беженцы ссорятся из-за того, кто является подлинным
перерождением высшего ламы, а Пекин скрепляет этот процесс своей
печатью. Будут ли китайцы выбирать следующего Далай-ламу? |
Тхайе Дордже восхищает своих последователей во
всём мире (Фото: Иван Коэн для Эйшиавик) |
|
Ургьен Тринле пока ещё способен улыбаться, но его
терпение на исходе. Вихрь внимания со стороны средств массовой информации
сменился скукой: он - ждёт, и дни превращаются в месяцы. В золотом
заточении монастыря Гьюто вниз по склону холма от резиденции Далай-ламы в
изгнании, в Дхарамсале, 15-летний Кармапа удостаивает мимолётных аудиенций
буддийских паломников, принимая от них молитвенные шарфы и вручая им
красные ленты. Загадка - Ургьен Тринле охраняется солдатами, и ему не
позволено давать интервью. Его судьба продолжает оставаться в руках
индийских властей, которым предстоит решить, рискнуть ли им разгневать
Китай, разрешив юноше занять трон Кармапы в изгнании - в Сиккиме, в
монастыре Румтек. Его внезапное появление на индийской земле девять
месяцев назад вызвало у них удивление и замешательство.
В то время тибетское сообщество беженцев и международные
журналисты восторженно внимали рассказам высокого, симпатичного Ламы
Кармапы, презревшего опасности заснеженных горных перевалов и пограничной
охраны с тем, чтобы бежать из своей контролируемой китайцами родины. Побег
молодого ламы напомнил бегство самого Далай-ламы в 1959 году. И многие с
тех пор спрашивают себя: мог ли бы этот обаятельный парень стать
преемником стареющего 14-го Далай-ламы в качестве лидера тибетской
диаспоры? Вопрос этот обретает всё большую актуальность по мере появления
новых трещин в рядах тибетской эмиграции и отсутствия прогресса в начале
диалога с Пекином о будущем Тибета.
Так кто же он - Ургьен Тринле? Является ли он настоящим
17-м Ламой Кармапой, духовным лидером номер 3 Тибета после Далай- и
Панчен-лам? Вытащенный из палатки кочевников в семилетнем возрасте, он был
доставлен (с благословения Пекина) в монастырь Цурпху как глава 900-летней
школы Карма Кагью, одной из четырёх главных буддийских сект этого региона.
Но над его признанием повисли серьёзные обвинения в политическом
мошенничестве в адрес его сторонников, что привело к появлению в 1994 году
альтернативного Кармапы. Со времени прибытия Ургьена Тринле в Дхарамсалу,
резиденцию тибетского правительства в изгнании, противоречия усилились.
Его уход из Китая не только углубил раскол в его секте Карма Кагью, но
также и сделал объектом внимания наспех завуалированную вражду между ней и
правящей сектой Гелук - сектой Далай-ламы.
Ещё важнее то, что конфликт вокруг Кармапы высветил
возрастающее вмешательство Пекина в выбор высших тибетских лам. Если
китайцам удастся определить, кто будет признан в качестве следующих
Далай-ламы, Панчен-ламы и Кармапы, их владычество над Тибетом будет
закреплено, поскольку высшие ламы почитаются своим глубоко набожным
народом. Для тибетских эмигрантов это - кошмар, принимающий всё более
явные очертания. Все считают Далай-ламу единственной фигурой, чей
авторитет сплачивает тибетское эмигрантское движение. Ему уже 65 лет.
"Когда он умрёт, возникнет опасность", - признаёт Тхуптен Рикей, редактор
Тибет Джорнал (Журнал Тибета) в Дхарамсале. Страхи по поводу смертности
Далай-ламы усилились после недавней автомобильной аварии. "Если он умрёт и
Пекин сможет повлиять на признание его перерождения или просто назвать
его, у беженцев будут большие неприятности, - утверждает специалист по
Тибету в Гонконге. - Многое может зависеть от того, как завершится дело
Кармапы".
Человек, ответственный за признание и возведение на трон
Ургьена Тринле, - Тай Ситу Ринпоче, которому 45 лет. Один из четырёх
регентов, на которых была возложена задача обеспечить преемственность в
линии Карма Кагью, он является объектом почитания как для тибетских, так и
для западных последователей. Сотни тысяч людей от Тайбэя до Нью-Йорка
превозносят его за стремление распространять буддийскую Дхарму, или
учение. Они также верят его суждениям по ключевым вопросам, таким как
признание Ламы Кармапы. Тай Ситу сидит в своём просторном монастыре в
Шераблинге, в двух часах езды от своего протеже; он сладкоречив и
приветлив. Он настаивает на том, что Ургьен Тринле является подлинным
перерождением 16-го Ламы Кармапы, пользовавшегося всеобщим уважением. "Нет
такой вещи, как доказывание, - всё уже доказано, - заявил регент для
Эйшиавик. - Кармапа - это Кармапа, Будда - это Будда, Далай-лама - это
Далай-лама. Мы - верующие. Вот и всё".
Небольшого роста монах в очках, он имеет влияние, власть,
наверняка - деньги. Группа западных последователей терпеливо ожидает
благословения, а бутанские художники наносят последние краски на огромную
статую Будды в главном молитвенном зале этого современного монастыря,
расположенного на 47 акрах лесистого склона холма. Один из 200 монахов
протирает большую фотографию Ургьена Тринле, помещённую на главный трон.
Хорошо организованная приёмная, кафе на свежем воздухе, машины с
четырёхколёсным приводом на стоянке перед зданием, - это учреждение
разительно отличается от тёмных, наводнённых крысами палат средневековых
монастырей Тибета. В одной из светлых комнат монахов из нехитрого
усилителя (ghetto-blaster в оригинале; к сожалению, не удалось выяснить,
что это именно такое - прим. пер.) раздаётся западная поп-музыка. И только
похожий на пещеру молитвенный зал напоминает о традиционном Тибете.
Поиски Кармапы, говорит Тай Ситу, "проводились согласно
указаниям предыдущего Кармапы", которые были получены в форме письма,
утверждает он, написанного предшественником Ургьена Тринле. Секта Карма
Кагью положила начало тибетской практике отыскания перерождений высоких
лам девять веков назад. Тибетцы верят, что многоопытные ламы могут
использовать письма, сны, медитацию и знаки для опознания тулку, или
просветлённых существ. Тай Ситу является тулку.
Но критики видят другую сторону регента. Они обвиняют его
в подлоге, насилии, угрозах, обмане Далай-ламы и сделках с Пекином, и всё
это - ради захвата власти в Карма Кагью. Тай Ситу беспокоит и индийское
правительство, которое в прошлом месяце получило предостережение от Китая
против предоставления Ургьену Тринле убежища в Сиккиме. Регенту был
запрещён въезд в Индию с 1994 по 1998 год, за анти-индийскую и
"преступную" деятельность, а сейчас ему запрещён въезд в Сикким. У
индийцев есть также опасения в отношении правопорядка после стычек между
монахами Тай Ситу и последователями другого регента, его соперника Шамарпы
Ринпоче (интересно, что наш осведомлённый журналист всё же исказил в своей
статье его имя, написав везде "Шармапа" вместо "Шамарпа" - прим.пер.).
Шамарпа выдвинул альтернативного претендента на трон Кармапы - Тхайе
Дордже. Пока Ургьен Тринле завяз в Дхарамсале, 17-летний Тхайе Дордже,
незаметно вывезенный из Тибета шесть лет назад, свободно разъезжает с
лекциями по всему миру. "Люди не должны сомневаться в том, что он Кармапа,
так как он был узнан согласно традициям Карма Кагью", - говорит,
насупившись, Шамарпа для Эйшиавик. Шесть лет назад на основе сна,
медитации и благоприятных знаков он нашёл Тхайе Дордже, который жил тогда
в Лхасе, в храме Джокханг. "16-й Кармапа подтвердил моё положение Шамарпы
- второго по величине в нашей секте, - добавляет он. - Шамарпа исторически
был уполномочен узнавать и признавать Кармап".
Тупик означает, что оба претендента находятся в
затруднительном положении, ожидая официального возведения на трон и
получения священной Чёрной Шапки - церемония, которая должна состояться,
когда Кармапе исполняется 21 год. В истории тибетской духовной
преемственности такого кризиса ещё не было. Соперничающие кандидаты - да,
но при этом только один из них бывал признан. Теперь же есть два
признанных Кармапы.
Тай Ситу отклоняет притязания своих соперников. "Нам
печально, что такое случилось, - говорит он. - Есть много людей, которые
не знают имени Будды, которые представляют буддизм в ложном свете. Мы не
можем поддаваться давлению таких вещей". Сидя на троне в своей комнате для
приёма гостей, Тай Ситу не выглядит как человек, испытывающий давление. Он
пользуется преимуществом в пропагандистской войне по той простой причине,
что Ургьена Тринле поддерживает Далай-лама (а значит, и большинство
тибетцев). Тай Ситу смог даже привлечь на свою сторону как правило
скептичную международную прессу. Ургьен Тринле - Кармапа, пишут
журналисты. Без вопросов. Но, несмотря на это, люди задают много вопросов.
Поиски перерождений высоких лам вышли за пределы крепостного вала
Гималаев. Возрастает популярность тибетского буддизма - им увлекаются даже
такие голливудские звёзды, как Ричард Гир и Пирс Броснан - и эта тема
привлекает больше внимания в мире, чем когда-либо раньше. Она становится
объектом независимых исследований, написания книг или даже дебатов в
Интернете. Подвергся ли уникальный процесс злоупотреблениям? Превращают ли
его в фарс главные действующие лица ради личной жажды власти и богатства?
Ответы коренятся в недавних превратностях, постигших
средневековую религию. В возрасте 18 месяцев Тай Ситу был признан 12-м
перерождением в линии духовных учителей, которые работали совместно с
Ламой Кармапой. Но он родился в оккупированной стране. За четыре года до
этого китайская армия завершила "мирное освобождение" Тибета. Этот акт был
закреплён соглашением из 17 пунктов, подписанным Пекином и тибетским
представителем Нгабо Нгавангом Джигме (см. интервью на стр. 73). Тибетцы
поносят его за это по сей день.
16-й Лама Кармапа покинул Тибет накануне антипекинского
восстания 1959 года. Тай Ситу последовал за ним. Вскоре после этого бежал
и Далай-лама. Китайское опустошение Тибета достигло кульминации во время
культурной революции 1966-76 годов. Было разрушено более 6000 монастырей,
убиты, арестованы и разогнаны десятки тысяч монахинь и монахов. В конце
70-х годов к власти пришёл Дэн Сяо Пин. Он попытался в некоторой степени
компенсировать нанесённый ущерб. Пекин разрешил восстановить некоторые
монастыри и заниматься, в ограниченном объёме, религиозной практикой. Но,
не сумев подавить тибетскую оппозицию силой, коммунистические власти
искали возможности влиять на выбор высших лам. Появление такой возможности
не заставило себя ждать.
Смерть 16-го Ламы Кармапы в 1981 году, в возрасте 56 лет,
означала непростую задачу для Тай Ситу, Шамарпы, Гьялцаба Ринпоче и
Джамгён Конгтрула Ринпоче - молодых регентов, которым был доверен поиск
перерождения их мастера. 16-й Кармапа проявил себя как одарённый лидер,
обладающий харизмой. Из своей резиденции в изгнании в Румтеке он построил
духовную и светскую империю миллионов последователей и богатым финансовым
активом. Кроме того, у него были сложные отношения с Далай-ламой,
поскольку его монастырь в Сиккиме являлся альтернативной базой власти по
отношению к правительству в изгнании последнего в Дхарамсале.
За руководство поисками следующего Ламы Кармапы раньше
попеременно отвечали перерождения Тай Ситу и Шамарпы. Предыдущие
Далай-ламы наложили запрет на появление Шамарпы, который оставался в силе
на протяжении 200 лет. Ему было возвращено его положение 14-м Далай-ламой
в 1963 году, в стремлении объединить всех тибетцев. Но восстановление
Шамарпы в качестве номера 2 после Кармапы в феодальной иерархии Карма
Кагью отодвинуло Тай Ситу и его последователей на ранг ниже. Созрели
условия для возникновения проблем. Неприязненные взаимоотношения вызвали
задержку в поисках 17-го Ламы Кармапы. В то же время регенты увидели
богатые возможности в развивающейся сети популярных и прибыльных
Дхарма-центров, создававшихся в Азии и на Западе. Тай Ситу начал совершать
поездки с лекциями за границу, превратившиеся в доходные туры. Его
наградили прозвищем "последний император" в Гонконге за его любовь к
дорогим гостиничным номерам. В Шотландии он сдружился с Аконгом Тулку
Ринпоче, который содействовал основанию буддийского центра Самье Линг.
Именно Аконг увидел новые перспективы в политике открытых дверей,
провозглашённой Китаем.
В попытке переманить на свою сторону какую-то часть
тибетских беженцев, Пекин начал разрешать правительству в изгнании
устраивать миссии "по установлению фактов" и частные визиты. Нанеся визиты
в столицы Тибета и Китая, Аконг запустил серию гуманитарных проектов в
рамках своей благотворительной программы Рокпа (Служба). Он превратился
также в представителя Тай Ситу при правительстве Китая. Сам регент получил
разрешение на 4-месячное посещение Тибета, в ходе которого он предлагал
различные мероприятия в сфере образования и здравоохранения, а также
сохранения и распространения буддийской культуры. "От Далай-ламы и до
каждого тибетского беженца, мы все стараемся работать со всеми в Тибете.
Это - наш долг", - говорит Тай Ситу. Как и другие ламы в изгнании, они с
Аконгом работали под лозунгом помощи своему народу и восстановления
разрушенной религиозной инфраструктуры. Пекин провозгласил за это Аконга
"Живым Буддой".
Задержка в отыскании 17-го Ламы Кармапы привела к
взаимным обвинениям. Сторонники Ситу устроили кампанию по рассылке писем и
факсов, обвинявших Шамарпу. Они возбудили против него - и проиграли -
судебное разбирательство, обвинив его в краже сбережений Кармапы. 19 марта
1992 года Тай Ситу показал трём своим собратьям-регентам письмо на листке
формата А4, якобы написанное 16-м Кармапой и содержащее сведения о том,
где они могут найти его следующее перерождение. Шамарпа был в шоке.
"Письмо явно было подложным, - говорит он. - Я проверил его слово за
словом и понял, что почерк не принадлежит 16-му Кармапе, но больше кажется
принадлежащим Тай Ситу. Однако Тай Ситу наотрез отказался подвергать
письмо судебной проверке".
Затем Тай Ситу отправил Далай-ламе факсом копию данного
официального послания и сообщил ему, что все регенты согласны с его
подлинностью (хотя Шамарпа согласен не был). В связи с этим, Далай-лама
принял найденное. Это был политический заговор со стороны Тай Ситу. Он
спровоцировал вмешательство Далай-ламы в важнейшую область
функционирования другой буддийской секты. Шамарпа ужаснулся. "Роль
Далай-ламы не соответствует его вмешательству, - говорит он. - Все прошлые
Кармапы признавались внутри линии Карма Кагью".
Итак, Ургьен Тринле был узнан на основе указаний,
содержавшихся в письме. Но критики Тай Ситу утверждают, что ещё раньше,
чем заручиться одобрением Далай-ламы, регент побывал в Тибете, нашёл
своего Кармапу и согласовал свой выбор с Пекином. Утверждается, что Тай
Ситу дал в 1991 году буддийское посвящение Ургьену Тринле в Тибете. В том
же году, согласно китайским правительственным источникам, Пекин издал
внутреннюю директиву с разрешением монахам монастыря Цурпху начать поиски
нового Кармапы "на основе завещания 16-го Кармапы". Тибетский источник
замечает: "Это говорит о том, что Тай Ситу договорился с китайцами, так
как письмо с предсказанием было только у него". (Реакция регента вторит
словам его друга Аконга Ринпоче: "Мы стараемся работать с каждым в Тибете.
Это - наш долг".) В пышной церемонии, на которой присутствовали тысячи
людей, Ургьен Тринле, окрещённый "китайским Кармапой", был поселён в
тибетском монастыре Цурпху. Следует отметить, что впервые за всю историю
китайские коммунистические власти участвовали в признании высшего
тибетского ламы.
Усугубились сектантские разногласия среди тибетских
беженцев. В 1993 году последователи Тай Ситу силой изгнали Шамарпу и его
сторонников из монастыря Румтек. В следующем году Ургьен Тринле был
приглашён на площадь Тяньянмэнь и в Великий Зал Народа в Пекине. Он
получил поздравление от президента Китая Цзянь Цземиня и пообещал работать
на благо родины и Коммунистической партии. Обрадованные своим успешным
вмешательством в выбор Ламы Кармапы, китайцы не замедлили сделать
следующий ход. В 1989 году скончался 10-й Панчен-лама. Пока не было
признано его перерождение, в 1993 году на тайном собрании высшие китайские
и тибетские чиновники разработали план с тем, чтобы отнять у Далай-ламы
контроль над признанием духовных лидеров Тибета. В 1995 году Далай объявил
о своём обнаружении 5-летнего Гедюна Чёкьи Ньимы в качестве нового
Панчен-ламы, но китайцы арестовали ребёнка. Взамен они выдвинули на
позицию 11-го Панчен-ламы 5-летнего сына коммунистического кадрового
работника. Имя мальчика - Гьялцен Норбу. Это было зловещим
предзнаменованием для Далай-ламы. Поскольку Панчен, как и он, принадлежит
к секте Гелук, то Панчен-лама может признавать его перерождения, а оба
Панчена теперь в руках китайцев.
Возникли новые трудности у Далай-ламы и в самом
сообществе эмигрантов. Его критиковали за "преждевременное" объявление о
признании Гедюна Чёкьи Ньимы, которое привело к тому, что мальчика
схватили. Кроме того, напряжение вызвал запрет Далай-ламы в 1996 году на
поклонение традиционному божеству секты Гелук, Шугдену. По объяснению
Далай-ламы, это поклонение "оказывало разрушительное воздействие на
тибетское правительство и народ". Объявление этой практики вне закона
породило протесты со стороны членов Гелук в Индии и на Западе. "Далай-лама
лишает нас нашей религиозной практики, отказывает нам в наших человеческих
правах", - жалуется Геше Калсанг Гьяцо, возглавляющий британский культовый
Центр Манджушри. Кровавое убийство Лобсанга Гьяцо, уважаемого соратника
Далая, и двух его учеников в 1997 году заставило многих опасаться
возможности покушения на жизнь самого Далай-ламы. Всё это было хорошим
топливом для пропагандистской машины Пекина.
Давние непростые отношения между сектами Гелук и Карма
Кагью были ещё больше обострены вмешательством Далай-ламы в дело признания
Ламы Кармапы. Оно воскресило горькие воспоминания о 1960-х годах, когда
брат Далая Гьяло Тхондуб попытался объединить все тибетские секты под
властью Гелук, угрожая в случае необходимости применить силу. 14 поселений
эмигрантов сплотились, для того чтобы дать отпор этому плану, что вызвало
неурядицы внутри сообщества тибетских беженцев. В марте 1977 года лидер
поселений Гунгтханг Цюлтрим был застрелен несколькими выстрелами в упор.
Убийца признался, что получил 300000 рупий от тибетского правительства в
изгнании. Он заявил, что оно пообещало заплатить ему ещё больше за
убийство 16-го Ламы Кармапы. Когда Далай-лама обнял Ургьена Тринле после
его бегства из Тибета в январе этого года, оживились надежды на примирение
между Гелук и Карма Кагью. Появление беглеца в Дхарамсале, а не
традиционной резиденции Кармапы в Румтеке, предполагало, что он обратился
к Гелук за защитой. Это возвело в квадрат амбиции секты по объединению под
своим зонтом духовных лидеров - эмигрантов.
Это также подняло моральный дух Гелук, учитывая груз
тревог внутри секты. Преклонный возраст Далай-ламы и его неспособность
начать диалог с Пекином вызывают всё более громкие требования более
радикального, - возможно, насильственного решения вопроса о будущем
Тибета. Опасаясь хаоса и усиления "более гневной формы тибетского
национализма", Дхарамсала недавно настоятельно призвала китайцев к
переговорам с Далай-ламой. Без его "умеренного влияния", говорится в
сообщении правительства в изгнании на 45 страницах, "различные фракции
начнут прибегать к различным акциям". Прибытие Ургьена Тринле помогло
также Тай Ситу. Регент ошибся, отдав Кармапу в руки китайцам. Как только
Пекин заполучил своего "Живого Будду", он перестал нуждаться в Тай Ситу, и
тот в смятении следил за восхождением Кармапы-соперника. В 1994 году в
Международном Буддийском Институте имени Кармапы в Дели состоялась
церемония возведения его на трон. Последователи Тай Ситу бросали камни и
выкрикивали оскорбления. "Этот Кармапа - подлог, политический выбор!" -
кричали они. Были разбиты стёкла и ранены десятки человек. Беспорядки
длились около часа, пока их не остановила индийская полиция. Пока Ургьен
Тринле прозябал в Тибете, его спонсор в отчаянии наблюдал за тем, как
Тхайе Дордже неуклонно привлекает сторонников и получает пожертвования во
время своего международного учительского турне. По словам последователя
Карма Кагью в Мюнхене: "Тай Ситу видел, как толпы людей приходят на
встречи с Тхайе Дордже в Германии, видел такую же реакцию на Тайване. Это
подрывало его влияние. Ему нужно было действовать - вызволить Ургьена
Тринле из Тибета, чтобы принять вызов соперника".
Попробуем сравнить соперничающих Кармап. Тхайе Дордже в
августе выглядел так, что он находится на своём месте, когда давал
поучения и благословения собранию 1000 последователей на холмах Дордоньи
во Франции. Его ответы на их теологические вопросы показывают, что он
вовсе не тупица. Он сведущ не только в буддийском писании, но и в более
мирских материях, таких как крикет, компьютеры, Интернет и музыка группы
Спайс Гёрлз. Кроме того, Тхайе Дордже любит гавайскую пицу, компьютерные
игры и видеофильм "Звёздные войны". "Время покажет, что из этого
[соперничества вокруг Кармапы] получится", - заявил он для Эйшиавик. А как
насчёт встречи с Ургьеном Тринле? "Я не возражаю, - говорит Тхайе Дордже,
- это было бы интересно". Грузного, под метр восемьдесят Ургьена Тринле
оценить сложнее. Эйшиавик удалось получить с ним аудиенцию, однако мы не
смогли взять у него интервью, так сильна атмосфера паранойи вокруг "птицы
в клетке" - слова, произнесённые недовольно одним из его помощников. В
прошлом месяце до индийских компетентных органов дошли слухи о возможной
попытке бегства, возможно - в монастырь Румтек, вожделенную резиденцию
Кармапы. Количество индийских охранников было удвоено. Далай-лама говорит
о стихах в изысканном стиле, будто бы написанных для него юным ламой. "Я
вижу у него огромный потенциал духовных качеств", - говорит он.
"Импозантный" - так описывает Ургьена Тринле один западный последователь.
Хотя другие говорят о вспышках раздражения и низком коэффициенте
интеллекта.
Политика решит, кто со временем окажется на троне
Кармапы. В последние два месяца сторонники Ургьена Тринле усилили давление
на Индию с тем, чтобы она разрешила ему занять резиденцию Кармапы в
монастыре Румтек. Сотни съехались в августе в Дхарамсалу со всего мира,
чтобы провести конференцию по этому вопросу. В их сообщениях по
электронной почте говорится о неминуемом предоставлении Ургьену Тринле
статуса политического убежища. Но Нью-Дели ведёт себя осторожно.
"Индийское правительство, по сути, уже признало Тхайе Дордже, приняв его в
Дели, - утверждает западный последователь Карма Кагью. - И оно давно уже
признало Шамарпу Ринпоче высшим регентом нашей линии".
Так это или нет, Нью-Дели также боится двойной игры со
стороны Пекина. Некоторые индийские официальные лица полагают, что Китай
вряд ли подстроил бегство Ургьена Тринле из Тибета (большинство источников
считают, что свою роль здесь сыграла Дхарамсала и, вероятно, Тай Ситу). Но
для китайцев может быть выгодной возможность вести с Ургьеном Тринле в
будущем переговоры как с представителем тибетского сообщества в изгнании.
Вот почему так важен вопрос о том, станет ли Ургьен
Тринле преемником Далай-ламы в качестве вождя тибетцев. "Данный сценарий
невозможен, - настаивает Сёнам Топгьял, председатель кабинета
правительства в изгнании. - Кармапа будет как любой другой лама - давать
поучения". Но другие не соглашаются, замечая, что, несмотря на нынешнее
главенство секты Гелук, другие секты - в том числе Карма Кагью - правили в
прошлом. "Многие люди считают правление Далай-ламы чем-то неизменным, но
это не обязательно, - заявил для Эйшиавик Аконг Ринпоче. - Эту роль могла
бы взять на себя и другая школа". Даже Сёнам признаёт: "Есть много других
лам [помимо Далая]. Тибетцы могут даже принять решение избрать
нерелигиозное лицо". Пекин, со своей стороны, ждёт смерти Далай-ламы, веря
в то, что это обозначит конец пятидесятилетней "проблемы Тибета". Однако
некоторые тибетцы возражают, что это как раз может быть началом настоящих
проблем для Пекина. "Когда умрёт Далай-лама, наступит хаос, - сказал для
Эйшиавик в июле Пема Лхюндуб, генеральный секретарь Тибетского Конгресса
Молодёжи. - Его Святейшеству и сейчас стоит огромных усилий контролировать
сдерживаемое недовольство китайской оккупацией. Его кончина может стать
искрой, которая воспламенит восстание". (Вполне возможно, что слова
Лхюндупа оказались слишком меткими. Прямолинейный политический игрок погиб
спустя несколько недель после интервью, выпав из высокого здания.
Индийская полиция утверждает, что это был несчастный случай.) Восстание не
изгонит китайских солдат из Тибета и, наверное, будет подавлено силой. Но
это будет колоссальной головной болью для Пекина как раз в то время, когда
он пытается шире открыть свою экономику и улучшить свой международный
имидж. Что касается самого Тибета, то похоже, что китайские власти там
закручивают гайки. "Наверное, впервые со времени культурной революции даже
простые акты следования религии ставят человека под подозрение", - говорит
Рональд Шварц, автор книги о тибетской политике под названием "Цикл
протеста". "Тут дело уже не в Далай-ламе, но сам тибетский буддизм
воспринимается как потенциальная угроза для китайского правления.
Неудивительно, если к нему будут относиться так же, как к движению
Фалунгонг и прочим так называемым культам, являющим собой вызов власти
Коммунистической партии". Чтобы избежать насильственных сценариев, Пекин
надеется выиграть битву за Тибет посредством контроля над перерождениями
высших лам. После смерти Далай-ламы Панчен-лама - китайский помазанник
почти наверняка признает преемника Далая. Китайцы в прошлом году объявили,
что следующий Далай-лама родится в Тибете, а значит - будет им подвластен.
Они не считаются с собственным утверждением Далая о том, что он
переродится в эмиграции, насмешливо замечая, что в этом случае он вернулся
бы как голубоглазый европеец. Неважно, что большинство тибетцев отвергнет
выбор Китая. Если наличие двух Кармап уже вызвало такое напряжение в
тибетской диаспоре, дуэль Далаев вызовет ещё большее. "Китайцы видят наши
расколы в религии и идеологии и стремятся использовать их для уничтожения
нашего сообщества в изгнании", - говорит Сёнам из Дхарамсалы.
Поэтому сага о Кармапе оказала такое разрушительное
воздействие на тибетцев. Она парализовала мощную секту Карма Кагью и
открыла дверь для китайского вмешательства в политику Тибета вокруг
перерождений. Кто бы ни победил в беге наперегонки к трону Ламы Кармапы,
водрузив на свою голову священную Чёрную Шапку, найдёт линию в состоянии
разобщённости. Победителю придётся держаться за свою шапку с удвоенной
силой. А проиграть могут Тибет и тибетцы.
|
|
|