П О Т Л А Ч : старинная забава с собственностью |
|
|
|
|
Так хочется быть лучше. Лучше всего становиться лучше помогают сильные эмоциональные встряски. Вызвать заметные переживания со временем получается все труднее. Скакалочки и дуделочки минус Весь мировой энтертейнмент наваливается грудью на экстремальные сюжеты. Все крайние звуки уже прозвучали. Мозги быстро привыкают. Скушно. Все прыгнули с парашютами. Садизм - то немногое, что еще способно служить раздражителем обесточенных нервов - последний источник кассовых сборов с "тех, кто оглядывается по сторонам". Боль скоро тоже, похоже, перестанет их цеплять. Собственность, как источник радости Мы все больше утопаем. Утопаем во многих лужах разом: в похоти, тщеславии, частной собственности... Дети антикоммунистической битвы. Мы слышали много слов о первых двух, но почти ничего о последнем. Как же, собственность - это наша победа. Радость владения всегда с нами. Бороться с собственной собственностью - это для нас постсоветских "слишком". Только-только набрали. Но, Господи, как хочется становиться лучше! Сменить акценты - это максимум, что пока может себе позволить большинство из нас. О старой забаве с собственностью, способной расшивелить засыпающее сознание, наш краткий рассказ. История вопроса Внимание. "Рост массы производимого продукта и обеспечение регулярности его получения создали условия для превращения избыточного продукта в прибавочный, т.е. такой, который производится одним человеком, а присваивается другим, порождая отношения эксплуатации*. С зарождением прибавочного продукта начинается вызревание институтов классового общества и в том числе важейших из них - частной собственности, общественных классов и государства. Решающее значение имела частная собственность, делавшая возможным существование всех других институтов." Прячась от истины мы можем разглагольствовать о своей непричастности к классу эксплуататоров и даже о пассивной позиции в государственном устройстве. Но "не иметь" разучились почти все. И с этим никто не спорит. "Становление частной собственности происходило в острых противоречиях между новыми и старыми порядками. В некоторых обществах даже выработалось неприязненное отношение к самой возможности возникновения излишков. Например, у бемба Центральной Африки удачливого земледельца или бортника объявляли злокозненным колдуном. Такая психология делает понятным, почему в эпоху классообразования самое широкое распространение получили обычаи публичного уничтожения накопленного имущества. Так, на некоторых островах Меланезии состоятельные лица систематически уничтожали запасы циновок, считавшихся здесь одним из мерил богатства". Суть и символичный конец Индейцы занимались подобными играми регулярно. Потлач - их слово. Усаживаясь друг напротив друга, состоятельные вожди уничтожали собственное добро. Поочередно. Ход за ходом. Циновки, медные диски, одеяла, икра, лодки, другие вещи, считавшиеся ценными. Говорят, что эти битвы могли заканчиваться полным разорением участников. Впечатляет? Русская рулетка ... но гораздо более осмысленная. К сожалению, до наших дней забава не дожила. Вместо потлача на индейских землях сегодня господствуют прямо противоположные игрища. Америка стала очагом распространения накопительства. Символично, не правда ли? Движитель? Возвращаясь к истокам появления потлача. Экономические корни, описанные выше, уж слишком бесхудожественны. Да и тяжело представить себе, что самобанкротство вождей, могло происходить исключительно под давлением рядовых соплеменников. Очевидно, что основным движителем ломки и кромсания собственности было стремление к демонстрации внутренней силы игроков. Со временем сила затухала. Ученые уверяют, что постепенно обряд уничтожения имущества был заменен практикой обмена подарками. Развитие частной собственности вело к все возрастающей поляризации экономического благосотояния соплеменников. Уничтожение добра уже выглядело как кощунство. До русских обряд добрался в форме пиров варяжских князей (?). Да или порезать? Так закончим с частной собственностью. Мы знаем, что говорят о собственности все книги №1... Говорят они разное. От богача, не вползающего в игольное ушко, до... ладно.. и так все понятно... Опять компромисс. Определение, которое приходится выдавливать из себя как из тюбика: "Неприкосновенная частная собственность - не норма, а лишь защита от невежества". Удивительно, но похоже, что при ближайшем рассмотрении, мой постсоветский правый либерализм дал серьезную течь? Впрочем, если быть до конца честным, то приведенное выше определение ни стоит ни гроша. Очевидно, что провозглашая готовность отказаться от собственности в условиях отсутствия невежества в окружающих, мы имеем в виду идеальную картину. Которая недостижима. В сущности, все что мы можем себе позволить - это сменить акценты. Мы опять вернулись к констатации этого постыдного факта. Мы просто ищем Мы просто ищем желающих поиграть. Денег всегда не хватает? Может быть все же найдутся лишние? Мне и самому интересно. Я еще ни разу не играл. Заявки отправляйте сюда ***** Написав этот текст, я набрал в Яндексе слово "потлач"... может что добавить?... почти ничего нет... вот только это недурственное эссе Берроуза (в переводе Алекса Керви): менее художественную версию сущности потлача приводит Марсель Мосс в своем эссе
|
* Цитируем по учебнику "История первобытного общества" В.П. Алексеева и А.И.Першица, М., Высшая школа, 1999 в оформлении страницы использована работа г-жи Китаевой пан январь-февраль 2002 |
|