Главные новости
e-Business Hi-Tech Telecom Аналитика
WWW.RBC.RU
13.03.2001, вторник
Комментарии Главная страница Главная страница
NASDAQ | 1 923, 38 | 0, 00%
на сайте
Настройки новостей
Пресс-релизы
Календарь событий
Анонсы СМИ
Работа в IT-секторе
Форум
Чат
О проекте
CNews на Вашем сайте!

статья недели
Ложь стоимостью в триллионы долларов

знаешь ?

ваш e-mail
Имя пользователя:

Пароль:

Регистрация

подписка

Пейджерная рассылка
Главные новости
Аналитика
Hi-Tech. Новости
Telecom. Новости
e-Business. Новости
Пресс-релизы
Работа в IT-секторе
подписаться
отказаться
  

поиск
 
   
реклама


Ложь стоимостью в триллионы долларов

Падение цен на акции высокотехнологичных компаний в 2000 году многими было расценено как достаточная коррекция рынка, после которой вновь должен возобновиться закономерный рост котировок. Между тем, многие наблюдатели уверяют, что «дно» еще далеко не пройдено, а дальнейший спад в этом секторе способен спровоцировать полномасштабный мировой кризис. Анализируя причины интернет-бума, специалисты указывают на злостные манипуляции американских компаний IT-индустрии, приводивших к искусственному завышению цен на их акции.

Тысячи «ловцов удачи» со всего мира, рискнувших торговать на американском фондовом рынке, в 2000 году потеряли 3-4 трлн. долларов. Общая капитализация только шести гигантов «новой экономики» - Microsoft, Intel, Cisco, WorldCom, Dell и Oracle – к декабрю 2000 г. упала по сравнению с максимальным значением более чем на 1,2 трлн. долларов. Падение NASDAQ на 60%, по сравнению с максимальным значением в марте 2000 г., по сути является самым настоящим кризисом. Тезис о «перегретости» цен на IT-акции стал общим местом любых комментариев на эту тему. Гораздо меньше говориться о механизмах, посредством которых ранее удалось добиться столь масштабных ажиотажных скупок этих ценных бумаг инвесторами. Как оказалось, многие из использовавшихся методов можно отнести к сфере умышленных злостных манипуляций.

Благодатной почвой для махинаций с курсом акций стала порочная практика, сложившаяся в последние несколько лет на фондовом рынке США и отчасти сохраняющуюся и поныне, когда основным мерилом развития бизнеса компании становится не рост ее прибыли, а рост дохода на одну акцию и превышение прогноза этого роста, ранее данного аналитиками. Очевидно, что когда инвесторов мало интересует прибыльность самого бизнеса, существует огромный соблазн дать заниженный прогноз через «независимых» аналитиков, а потом и «превзойти» его или прибегнуть к другим, довольно простым, но эффективным способам.

На бухгалтерские «изыски» корпораций высокотехнологичного сектора указал в ходе прошедшего в начале марта Международного финансового конгресса профессор МГУ, ведущий рубрики «Финансовые рынки» журнала «Эксперт» Андрей Кобяков. Остановимся на примерах «цифровой инженерии», приведенных экспертом.

Первое, что вызывает смущение специалистов - это то, что публикуемая компаниями статистика показывала ежегодный прирост прибылей на 15 –20% в год, в то время как в течение последних ста лет прибыль предприятий в среднем росла лишь на 5-6% в год. Кроме того, рост прибылей компаний должен соотноситься с официальными темпами роста экономики страны в целом, в то время как и тут наблюдались значительные различия. Именно эти завышенные цифры прибылей аналитики ежегодно закладывали в свои прогнозы, формируя таким образом радужные ожидания инвесторов. По мнению профессора, теперь, после того как время показало, что традиционные экономические законы никто не отменял, значительная часть вины за некачественные прогнозы лежит на профессиональных аналитиках, которые сыграли ведущую роль в формировании всеобщей мании игры на фондовом рынке в среде непрофессиональных индивидуальных инвесторов.

Более того, Американская Комиссия по ценным бумагам и биржам винит финансовые компании в личной заинтересованности при даче недобросовестных рекомендаций. Общепризнанным фактом является то, что большое число участников (бум) может быть привлечено исключительно на растущем рынке, когда же цены снижаются, многие предпочитают не иметь дела с акциями, хотя получение дохода в этом случае также возможно. Интернет-бум стал настоящей золотой жилой для «специалистов-советчиков», приносящей им обильный комиссионные, и именно поэтому они всячески стремились его поддерживать.

Доказать преступный характер такой заинтересованности и предумышленную необъективность рекомендаций аналитиков чрезвычайно трудно. Однако факты говорят сами за себя. По данным, опубликованным 24 июля 2000 года в журнале Fortune, в 1999 году около 2200 профессиональных аналитиков фондового рынка, отслеживающих состояние свыше 6000 компаний, дали 33169 рекомендаций на покупку акций и только 125 – на продажу! По данным аналитической фирмы First Call/Thomson Financial, из 28 тысяч рекомендаций по американским акциям на конец сентября 2000 года только 0,6% составляли рекомендации на продажу. И это уже после катастрофического падения на рынке NASDAQ, которое произошло в апреле-мае!

В ситуации, когда реакция рынка зависит не столько от значения того или иного показателя деятельности компании, сколько от того, как эти показатели соотносятся с прогнозами аналитиков, активно стали применяться конфиденциальные встречи представителей корпораций с экспертами ведущих инвестиционных компаний, на которых последним передавались предварительные заниженные данные о результатах деятельности корпорации. Аналитики на основе этих данных формировали собственные прогнозы, которые тиражировались прессой по всему миру. Таким образом, корпорации самостоятельно формировали ожидания, а затем «неожиданно» их превосходили, чего с таким нетерпением и ожидал рынок. В конечном итоге, традиция подобных встреч была замечена специалистами Комиссии по ценным бумагам и биржам. Последовал запрет на предоставление аналитикам конфиденциальной предварительной информации. Правда, случилось это уже в конце 2000 года. Неудивительно, что после этого гораздо чаще стал наблюдаться разброд в ожиданиях рынка и результатах деятельности компаний.

Тем не менее, одним «аналитикам» было бы не под силу раскрутить маховик «новой экономики». Не выглядит неожиданным и стремление самих ИТ-корпораций предпринять усилия по популяризации собственных акций. Особенно в данном вопросе преуспели интернет-компании. Еще в ноябре 1999 известный американский финансист Уоррен Баффет в интервью журналу Fortune обратил внимание общественности на то, что в течение 1998-1999 гг. прибыли американских корпораций снижались, однако акции в этот же период продолжали расти. Дело в том, что прибыли высокотехнологичных корпораций снижались в абсолютном масштабе, но продолжали расти в расчете на одну акцию. Неправда ли - интересный факт?

По данным Баффета, большинство компаний занимаются искусственным завышением собственных прибылей с тем, чтобы они соответствовали ожиданиям инвесторов и чересчур оптимистичным прогнозам аналитиков с Уолл-стрит. В своем докладе профессор Кобяков привел пример простейшей технологии завышения корпорациями собственных результатов финансовой деятельности с целью формирования позитивного отношения инвесторов:

«Для завышения данных о росте прибыли в расчете на одну акцию компании активно использовали скупку собственных акций на фондовом рынке. Суть этой операции проста. Предположим, компания, 1 миллион акций которой свободно обращается на рынке, объявила о прибыли в 1 миллион долларов. Таким образом, прибыль в расчете на акцию составила 1 доллар. Предположим теперь, что всю прибыль компания израсходовала на покупку собственных акций, текущая цена которых составляет 10 долларов. В результате на рынке останется 900 тысяч акций. И даже если прибыль компании в следующем году не изменится, в расчете на одну акцию она составит уже 1,11 доллара (1000000 : 900000 = 1,11). Однако большинство компаний не удовлетворялись таким «результатом». Низкая процентная ставка на кредит в банке позволяла им использовать для этих целей еще и кредитный рычаг. Иначе говоря, корпорации производили крупные эмиссии долговых обязательств, все средства от которых шли на скупку собственных акций на рынке, что позволяло им добиваться рекордных значений роста показателя прибыли в расчете на одну акцию».

Эти нехитрые операции были чрезвычайно широко распространены в 1990-е годы. Кроме того, существовали и другие ухищрения предприятий «новой экономики». Так, вместо увеличения зарплаты сотрудников, которое неизбежно в условиях низкой безработицы, корпорации щедро раздавали персоналу так называемые «опционы» на собственные акции (вторичные ценные бумаги), рост курса которых давал прибавку к окладу и не влек увеличения собственных неизбежных издержек. Благодаря корпоративным слияниям, малому проценту размещения ценных бумаг на открытом рынке и другим ухищрениям, удавалось добиваться феноменальных дивидендов в расчете на одну акцию, что приводило у новому витку скупки акций.

Данная порочная практика сыграла свою роль в гипертрофированном росте фондового рынка Соединенных Штатов, власти которых с избытком использовали феномен «интернет-технологий» для привлечения в страну международного капитала и устранения опасности дефолта по собственным долгам. В случае дальнейшего падения цен на рынке NASDAQ, международный капитал может окончательно покинуть американский континент, что, может привести к глубокому кризису не только в экономике этой страны, но и в международном масштабе.



 
обсудить
переслать
распечатать
книга жалоб и предложений



Замечания и пожелания присылайте на webmaster@cnews.ru
По вопросам рекламы, спонсорства разделов новостей и подписки на новости обращайтесь в редакцию
Все права защищены © 1995 - 2001 Интернет-холдинг РБК
Тел. +7-095-363-1111 (доб. 233)



TopList Aport Апорт Top 1000
читайте также
Intel: спад на рынке - явление временное
Кризис выявил "узкие места" интернет-бизнеса
Рейтинг российских интернет-магазинов по итогам II полугодия 2000 года
NASDAQ хочет "перехватить до получки"
Обзор законопроектов по электронной коммерции
Биотехнологии: "светлое будущее" или фондовый "пузырь"?

архив
ФевральФевраль Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31
Все заголовки
Сайт управляется системой uCoz