Создание и использование универсальных образовательных
интернет-программ постепенно набирает обороты и в России.
Важно, что внедрение новых технологий в отечественную систему
образования поддержало и государство.
Для развития сетевых образовательных проектов в марте 2000
года была создана Федерация
Интернет Образования (ФИО). Высшим общественным
руководящим органом Федерации является Наблюдательный Совет, в
который входят вице-премьер Правительства РФ Валентина
Матвиенко, министр образования РФ Владимир Филиппов и глава
Нефтяной Компании "ЮКОС"
Михаил Ходорковский.
Для организации обучения школьных учителей Федерация
открыла региональные центры в Москве, Санкт-Петербурге,
Томске, Воронеже, Красноярске, Новосибирске и Самаре. В
течение ближайших 5 лет такие центры планируется создать в 50
регионах России. Через основной проект Федерации - Поколение.ру, в 2000 году
прошло 2088 учителей, в том числе одна сотня из сельских школ.
"Наша задача - подготовка квалифицированных пользователей
интернета среди работников образования - говорит Александр
Костиков, пресс-секретарь ФИО. В 2001 году число работающих
центров будет доведено до 22 с годовым планом обучения - 15
тысяч учителей". И хотя существующими темпами вряд ли удастся
обучить "не менее четверти миллиона к 2005 году" как было
заявлено первоначально, начинание это безусловно похвальное.
Кроме того, в стенах ФИО разрабатываются учебные программы и
электронные учебники нового типа, отдельное внимание уделяется
педагогическим основам разработки школьных сайтов.
В стране уже действуют десятки центров онлайн-образования
на базе ВУЗов или частных компаний. В рамках межвузовской
программы начато создание общероссийской
информационно-образовательной среды - виртуального Российского
Государственного Открытого института. Участником этого
начинания выступил и Центр дистанционного обучения (ЦДО)
Московского Института Электроники и Математики (МИЭМ) - один
из старейших отечественных проектов в этой сфере. Первым
опытом использования интернета в ЦДО был проект обучения
письменному английскому языку в Rio Salado Community College
штата Аризона, США, осуществляемый по электронной почте, еще в
далеком 1992 г.. Сегодня специалистами МИЭМ разработана
собственная информационно-образовательная среда. С марта 1999
года посредством дистанционного обучения в МИЭМ можно получить
государственный диплом о профессиональной переподготовке по
программам "Сетевые технологии" и "Программно-аппаратные
средства защиты информации". А в последнее время были
добавлены курсы "Дизайн и реклама в компьютерных сетях" и
"Вычислительная техника и коммуникации". По словам Марины
Нежуриной, директора центра и ведущего эксперта по открытому
дистанционному образованию проекта DELPHI, за истекшее время
дипломы получили около 200 слушателей и еще около 100 проходят
курсы в настоящее время.
Некоторые проекты, не имея столь серьезной базы, как ЦДО
МИЭМ, предпочитают строить собственные системы на основе ПО
иностранных фирм. По оценкам Сергея Зверева, руководителя
отдела маркетинга и рекламы компании Softline, рынок
программного обеспечения для целей интернет-образования
составляет в России 150-200 тысяч долларов и демонстрирует
тенденцию к росту: "Например, наши продажи решений для
онлайн-образования компании Click2Learn выросли в
2000 году более чем на 150%. Большая часть покупателей
представлена московскими образовательными организациями (80%),
но появляются и региональные партнеры. Самой популярной сферой
являются языковые курсы".
Реальное число студентов на российских онлайновых курсах
пока крайне невелико, а по некоторым данным, 95% проектов
дистанционного образования так и не дождались своих учеников.
Тем не менее, если учесть, что массовое освоение подобных
технологий происходит в России с существенным отставанием от
западных стран, можно говорить о том, что мы стоим на пороге
значительного повышения спроса на услуги
интернет-обучения.