|
Учительница первая
моя... Часть 1
"Экономика знаний",
которая ранее воспринималась как отдаленное и туманное
будущее, похоже начинает приобретать реальные очертания.
Фундаментом бизнеса становятся не средства производства, а
потенциал сотрудников компании, их постоянный профессиональный
рост. Для обработки все возрастающих объемов информации и
извлечения из них знаний необходимы новые формы обучения. В
странах с развитой сетевой культурой пользователям
предлагается новая услуга - онлайн-образование.
Как и любая инновация,
онлайн-образование обзавелось своими сторонниками и
противниками. Первые видят в нем панацею в борьбе с
безграмотностью выпускников западных школ и средство повышения
конкурентоспособности бизнеса, вторые считают неэффективной и
опасной затеей, способной нарушить психологическое равновесие
человека.
Чтобы окончательно убедить читателей в том, что знания уже
сегодня стали главным "богатством" человека, приведем
несколько цифр. Согласно исследованиям компании PBS, 85% предложений о работе в
США сегодня требуют дополнительного образования после
окончания школы, в то время как в 1950 г. этот показатель был
равен лишь 40%. Необходимость регулярного повышения
квалификации в развитых странах подтверждается и ростом числа
студентов в возрасте от 25 лет и выше. В 2000 году в США
таковых насчитывалось 43% от общего числа (1978 г. - 28%).
Именно эти тенденции обеспечивают платежеспособный спрос на
услуги образования, в том числе и онлайновые.
К началу 2001 года стало очевидно, что одно лишь
использование слова "интернет" в названии бизнеса еще не
способно обеспечить компании успех. Многие идеи использования
Сети привели лишь к разорению их создателей. Однако,
онлайн-образование не просто очередная попытка надуманного
использования Сети, а направление, претендующее на создание
вокруг себя реальной индустрии. Спрос на подобные услуги
неуклонно растет, а обучающие компании кроме интернет-проектов
ведут и традиционный бизнес, что позволяет им не только
выживать, но и активно развиваться.
Действующие образовательные программы на основе
интернет-технологий могут быть условно разбиты на три большие
группы:
- общеобразовательные школьные и студенческие;
- рассчитанные на школьных учителей, которых государство
обязывает повышать квалификацию, осваивая интернет;
- тренинги и образовательные курсы для сотрудников
компаний.
Нет худа без Сети
Как ни странно это прозвучит, благодатной почвой для
зарождения интернет-образования послужило бедственное
положение американской образовательной системы. Известно, что
лишь 40% американских старшеклассников не имеют проблем с
чтением, а глубина их знаний в естественных науках несравнимо
ниже, чем у сверстников из стран Европы. Прибавьте к этому
уровень преступности в начальных учебных заведениях США, и вы
поймете почему более 1,5 млн. детей в этой стране уже сегодня
вовсе не ходят в школу, а предпочитают получать знания
дома.
Признав, что государственное управление в данном случае
менее эффективно, чем рыночные механизмы, власти приняли
решение о передаче надзора за частью школ специализированным
образовательным компаниям, которые, стремясь добиться наиболее
конкурентоспособных позиций, используют все возможные каналы
для продвижения своих услуг, в том числе и интернет. Особенно
актуальным сетевое направление стало в период интернет-бума,
когда инвесторы щедро спонсировали подобные начинания.
Школьники являются далеко не единственными потенциальными
клиентами образовательного интернет-сервиса. Большой интерес в
развитых странах к удаленному обучению проявляют и студенты. В
США, по данным IDC, почти
50% высших учебных заведений используют онлайновые программы,
как составную часть образовательного процесса, а к 2002 году
85% из них будут предлагать ту или иную форму
онлайн-образования. По данным PSB, из 5,3 млн. студентов,
имеющих персональные компьютеры, 1 млн. уже пользовались
услугами подобного рода.
Но, пожалуй, самая перспективная область применения новой
технологии - курсы повышения квалификации и бизнес-тренинги
для сотрудников компаний. Очевидно, что благодаря
онлайн-образованию, фирмы могут улучшить уровень подготовки
работников при экономии их времени и значительных средств.
Согласно исследованию IDC, рынок онлайнового образования в
1999 году оценивался в 600 млн. долларов, а к 2002 году его
годовой оборот должен превысить 10 млрд. Прогнозируемые темпы
впечатляют.
Знания ближе к телу
Вооружившись лозунгом "обучение человеку, а не человек
обучению", компании онлайн-образования приступили к
"окучиванию" сетевого рынка. Были обозначены ключевые
составляющие полноценного проекта онлайнового обучения:
информационное наполнение ресурса, система интерактивного
преподавания, механизмы тестирования и оценки, программы
повышения профессиональных навыков и управляющая система,
объединяющая все это воедино.
Каждый из компонентов является независимым инструментом
обучения, а их соединение ведет к созданию комплексного
универсального продукта. Понятно, что, при ставшей
традиционной для запада узкой специализации, редкая фирма
занимается одновременной разработкой всех узлов
онлайн-образования. Чаще конечный образовательный проект
собирает все необходимые составляющие от профессиональных
разработчиков.
Первыми выступают поставщики контента (информационного
наполнения), которое зависит от направленности
образовательного курса. Каждый из поставщиков этого рода имеет
в своем портфеле разработки тысяч различных курсов на
нескольких языках. Отдельно можно получить и программные
инструменты для создания собственных авторских курсов.
Одной из основных трудностей при переходе от традиционных
форм обучения к дистанционным онлайновым программам является
потребность в живом общении с преподавателем, возможность
задавать вопросы и получать ответы в реальном времени. Именно
эту трудность призван решить второй программный блок - система
интерактивного преподавания, позволяющая использовать
привычную схему "живой учитель - живой студент". Современные
технологии позволяют совмещать диалог сторон с одновременным
видео и аудио сопровождением. Непременной составляющей
успешного онлайн-обучения является создание и поддержание
групп обучающихся - своеобразных виртуальных классов,
участники которых могут взаимодействовать в режиме реального
времени.
Следующий ключевой компонент полноценных систем
интернет-образования - механизм тестирования и оценки. Было
определено, что многие из обучающихся в офлайне нередко боятся
демонстрировать свою некомпетентность в тех или иных вопросах,
что, естественно, затрудняет процесс обучения. Анонимность при
тестировании в интернете позволяет преодолеть эти сложности:
система автоматически определит пробелы в знаниях виртуального
студента и предложит необходимые в данном случае средства.
Разработчики гаранируют полную конфиденциальность полученных
от клиента данных.
После необходимой первичной проверки знаний студент
получает индивидуальную образовательную программу, включающую,
в том числе комплекс инструментов по повышению
профессиональных навыков в выбранной области.
Все упомянутые составляющие онлайн-образования объединены
единой управляющей системой (e-learning management system,
LMS). Независимо от того, используете ли вы системы, целиком
основанные на web (web-based training, WBT), компьютерные
курсы, не требующие постоянного взаимодействия с Сетью
(computer-based training, CBT), интернет-обучение у "живого"
учителя в реальном времени (instructor-led training, ILT) или
все эти инструменты вместе, мощная управляющая система должна
поддерживать взаимодействие всех компонентов.
Продолжение следует...
|
|