Законопроект "Об
электронной торговле" обеспечивает правовые условия для
электронной торговли: закрепляет права и обязанности лиц,
осуществляющих ее, определяет правила совершения сделок с
использованием электронных документов и электронно-цифровой
подписи. Законопроект также предусматривает норму о
предоставлении электронных документов в качестве судебных
доказательств. Согласно проекту, лица, осуществляющие
электронную торговлю, обязаны предоставлять клиентами и
уполномоченным государственным органам информацию о своем
правовом положении и деятельности, а также обеспечивать
легкий, прямой и постоянный доступ к данной
информации.
Законопроект "Об электронной цифровой
подписи" регулирует применение ЭЦП при совершении
гражданско-правовых сделок и в ряде иных случаев. В
законопроекте устанавливаются правовые последствия скрепления
документов ЭЦП, причем на информацию, подписанную подобным
образом, распространяются все традиционные процессуальные
функции подписи, в том числе: удостоверение полномочий
подписавшей стороны; установление подписавшего лица и
содержание сообщения; а также роль подписи в качестве
судебного доказательства.
Как сообщили CNews в
Государственной Думе, на рассмотрение депутатов было вынесено
три законопроекта "Об электронной цифровой подписи" в
редакциях Комиссарова, Шохина-Тарачева и вариант предложенный
Правительством РФ.
Как мы
сообщали ранее, законопроект, разработанный Минсвязи,
изначально имел максимальные шансы на поддержку думцев.
Предположения полностью подтвердились: еще до голосования
разработчики двух конкурирующих с правительственной редакций
документов, согласились отозвать собственные законопроекты при
условии внесения поправок в окончательный проект закона к
моменту его рассмотрения во втором чтении. С таблицей
предложенных депутатами Шохиным и Тарачевым поправок можно
ознакомиться здесь.
Правительство,
естественно, не стало упорствовать и пообещало обязательно
учесть мнения депутатов, честно признав, что внесенный
Минсвязи вариант "является сырым".
Принятие
законопроекта в первом чтении еще не означает его скорого
вступления в силу. Далее законопроект ожидает долгая
процедура: Комитет по информационной политике ГД согласно
регламенту в течение месяца после принятия в первом чтении
будет проводить работу по принятию и согласованию поправок. В
случае с законопроектом "Об ЭЦП" данный этап затянется как
минимум на три месяца (до начала осенней сессии). В ходе
работы над документом будут созданы две таблицы, содержащие
списки поправок, рекомендуемых к принятию и рекомендуемых к
отклонению. Возможно, именно на этой стадии сторонам удастся
прийти к согласию по вопросам о размере гражданской
ответственности удостоверяющих центров, о порядке выдачи,
использования, аннулирования и хранения сертификата ЭЦП и о
порядке использования ЭЦП юридическими лицами.