Ольга Казак :: Работы ::
Рецензии :: осень 2001
|
|
|
|
Механика
вечной жизни в фильме Олега Божка "Сипадан
- остров черепах"
Кто нибудь знает, где находится море Целебес? Вряд
ли. Теперь у каждого россиянина имеется возможность не только заполнить
пробелы в образовании, но и собственными глазами увидеть неповторимый
коралловый мир, подивиться уникальной тропической фауне, пустить сентиментальную
слезу при виде новорожденных черепашек.
|
|
Фильм "Сипадан остров черепах" - продолжает традиции научно - популярного
кино в нашей стране. Он второй в серии проектов "Российских Подводных
Экспедиций". Сипадан - экранизированная мечта любого романтика. Грезы
о сомнабулических плаваньях вместе с гигантскими зелеными черепахами
обретают в этом фильме реальность.
Наши русские герои, операторы - подводники, постоянно выглядывают
из-за основного смыслового ряда. Замысел режиссера Олега Божка здесь
прост и одновременно гениален. При всем при этом, фильм про сипаданских
черепах не совсем традиционен. Он абсолютно не напоминает постановочные
диалоги и сценки нашумевшей "Одиссеи Кусто". Это скорее фильм - репортаж.
Без единой надуманной сцены.
|
|
|
|
Придирчивого критика здесь могут смутить лишь так зовущиеся "говорящие
головы" участников "черепашьего рейда" Городисских и Кирьякова, беседа
с которыми была снята уже в Москве. Но это только придирчивого критика,
но никак не талантливого зрителя. "Бюсты" здесь более чем уместны
и живее всех живых. Герои интервью - милейшие, образованные люди широкой
души и с глубоким чувством юмора.
В научно-популярном кино вообще - то не приняты студийные записи,
оператор - просто чуткий глаз, мы при его помощи видим. Божок здесь
хоть и рисковал, но пошел на большее. Сломал забор и расчистил себе
творческое пространство (в которое тот час же хлынула вода, и появилось
множество черепах). Мы не только видим то, что увидели операторы,
мы видим их самих, а что самое главное - слышим.
|
|
|
|
Кто не рискует, тот не пьет шаманского, в данном случае, еще и не
снимает кино. При чем и режиссер, и сценарист хором уверяют, что интервью
было сделано в рабочем порядке, скорее как источник информации - что-то
вроде визуальной записной книжки. Но вышло иначе. Просмотрев запись,
Божок решил, что "ребята слишком хороши в динамике". Не использовать
сыр, который сам упал в руки, было бы ошибкой. В монтажке склеили
несколько кусков - получилось очень органично.
Эмоциональный рассказ нафаршированных событиями подводников несказанно
оживляет статичность некоторых фрагментов и поясняет таинственность
множества эпизодов. Такова, например, сцена драки двух малазийских
драконов, прокомментированная Леонидом Киряковым - старшим оператором.
Или же момент нашествия барракуд, который объясняет Андрей Городисский
- фотохудожник. Кстати, участие фотографа в экспедиции - чуть ли не
штатное предписание. Эту должность нынче диктуют обстоятельства, а
еще точнее - главная идея фильма.
|
|
|
|
Отправляясь в путешествие, ребята получили задание провести абсолютную
видео документацию жизни черепахи. Необходимо было отшпионить момент
кладки яиц черепахой-самкой, затем процесс рождения маленького черепашонка,
его причастие океаном; бытовая жизнь в море и снова берег, и снова
кладка… Местные рейнджеры не пожелали разделить точку зрения режиссера
и запретили снимать черепаху - несушку, заявив, что облучение вредно
скажется на ее физиологии. Наши оказались хитрее. Потому что с ними
был Андрей Городисский, темной ночью заснявший "черепашьи роды" на
свою фотокамеру.
Ребята выкрутились. Экспедиция получила жизнь черепахи, как она есть.
Особенно гордятся аквалангисты кадрами "пастбища" - пестрой поляны,
заросшей толстыми водорослями, на которую мирно присаживаются пообедать
разнокалиберные черепахи.
|
|
|
|
Собственно, "Сипадан - остров черепах" - это не только подробный
рассказ о странствиях великолепных рептилий. Есть здесь множество
умилительных сцен из частной жизни островитян, описания местной географии
и особенностей окружающего мира. Автор снабдил картину множеством
красочных деталек, как из наземного, так и подводного мира - пестрые
рыбы-ангелы обкусывают риф - утро, а в обед кургузый филиппинец тащит
двух грандиозных серебристых рыб прямо к береговой кухне. Все - все
меняется, даже теплые тропические течения на острове Сипадан.
Один из самых голых, неприкрытых музыкой, а потому живых сюжетов
сипаданской истории - сезон дождей… Мокрые бананы, ручьи стекают с
бамбуковых крыш, глиняные горшки, забытые на террасе - вот короткая
истина природы. Вот что замечает чутко художник. Живые картины чужой
жизни, где-то у моря Целебес тоже идет дождь. Как и у нас. Еще фрагмент
и снова солнце, снова черепахи, на этот раз в ведре - 10 маленьких
штук. Раз! И они уже несутся с нечерепашьей скоростью прямо в океан.
|
|
|
|
Божок не зря начинает и заканчивает свой фильм маленькой жизнью
и бескрайним простором. Этим контрапунктом режиссер хочет объяснить
закон вечного возвращения, механику постоянной жизни. При помощи природы.
При помощи людей и животных, растений и воды. При помощи всего, что
под рукой было у Бога в день сотворения. Это звучит банально, но об
этом голосят почти все фильмы об окружающем мире. Особенно документальные.
Все хотят жить. Вечно.
|
|
|
|
Смотрела
и оценивала Ольга Казак.
|
другие
рецензии
на главную
страницу сайта
|