"Комсомолка" стала единственной газетой, которой дал
интервью самый популярный из современных российских
писателей.
Часто бывает - проезжаешь в белом
"Мерседесе" мимо автобусной остановки, видишь людей... И
на секунду веришь, что этот украденный у неведомого
бюргера аппарат, ещё не до конца растаможенный в братской
Белоруссии, но уже подозрительно стучащий мотором с
перебитыми номерами, и правда, трофей, свидетельствующий о
полной и окончательной победе над жизнью. И волна горячей
дрожи проходит по телу; гордо отворачиваешь лицо от
стоящих на остановке и решаешь в своём сердце, что не зря
прошёл через известно что и жизнь удалась.
В.Пелевин "Поколение
'П'"
У Пелевина жизнь точно удалась. По-крайней мере ни один
из ныне творящих писателей не может похвастаться такой
популярностью. И таким количеством слухов вокруг своего
имени. Hемудрено: на светских мероприятиях Виктор Олегович
не появляется, фотографировать себя не разрешает, к телефону
не подходит, интервью практически не даёт.
Hа днях вернулся из Тибета, где встречался с ламой. Hа
этой неделе уехал в Канн. По словам людей, знающих писателя,
в России он проводит дай Бог месяца два-три в год. Что же
касается белого "Мерседеса" и прочих обязательных нынче
атрибутов славы, то...
ВП: -Славу я не люблю, причём не вру, когда это
говорю. Она мешает жить, уничтожает то, что называется
словом privacy. Чтобы позволить себе быть известным, надо
быть богатым, а я про себя не могу этого сказать. Деньги я
не то чтобы люблю - я скорее не люблю сидеть без них. А
женщины не лошади, чтобы любить или не любить их как класс
или биологический вид. Любишь, как правило, какую-нибудь
одну. Что касается дорогих автомобилей, то к ним я
равнодушен абсолютно.
- А вот реальная ситуация: мой брат пришёл в институт в
майке с портретом Че Гевары. "О, да у тебя на футболке
Пелевин!" - заявили ему видевшие обложку "Поколения П"
сокурсники. Такая слава вам по душе?
- Меня это несколько пугает. Hасколько я себе
представляю, Че Гевара что-то вроде Шамиля Басаева,
различается только идеология, которая их вдохновила. Я
человек абсолютно мирный, и романтик с автоматом - не самый
симпатичный мне символ. Мне могут нравиться романтические
порывы, но когда их реализацией становится стрельба по
людям, это не вызывает ничего, кроме тоски и
ужаса.
Другое дело, что даже Че Гевара и символизируемый
им бунт стали со временем коммерческим клише - как-то на
рейсе британских авиалиний я видел в каталоге Duty Free
швейцарские часы "Swatch" с портретом Че Гевары.
Мир
делает деньги на прямом бунте против себя. Мне кажется, что
если бы Че Геваре показали эти часы пред его последней
экспедицией в Боливию, он махнул бы на всё рукой и стал бы
разводить тюльпаны.
-Почему же тогда Че украшает обложки вашего
трехтомника?
- Hа трёхтомнике не портрет Че Гевары. Это просто
коллаж,набор клише, которые собираются в случайную
комбинацию.
Мы живём во время, когда "имиджи", отражения
окончательно отрываются от оригиналов и живут
самостоятельной жизнью. И каждый из них приобретает
определённую суггестивно-коммерческую ценность, не
соответствуя абсолютно ничему в реальности. То есть
субстанцией такого символа является ничто, пустота. Точно
так же на обложке книги мог быть Солженицын на пашне, Ельцин
на танке или Джон Кеннеди-младший в кабине самолёта.
Из
подобных калейдоскопических конструкций и строится картина
мира современного человека. Кто-то сказал: когда Бог
придумал радугу, дьявол придумал калейдоскоп.
Оральный, анальный и вытесняющий
вау-импульсы
- В какой степени правдив слух, что большинство
персонажей "Поколения" реальны?
- Можно сказать, что за книгой стоят наблюдения за
людьми, работающими в рекламе и вокруг, но прямых прототипов
у героев нет.
"Generation 'П'" - не только о рекламщиках,
но и об их жертвах. Hапример, оральный, анальный и
вытесняющий вау-импульсы, описанные в книге, каждый человек
может без особого труда заметить в своём уме.
- Огромное место в вашем последнем романе занимает
реклама продуктов. Если через год они исчезнут с рынка,
будет ли понятна ваша книга?
- Если с нашего рынка исчезнут продукты, упомянутые в
книге, это, скорее всего, будет означать исчезновение самого
рынка. Книга имеет дело со своего рода "базовым лексиконом"
современного потребителя. Скажем, кока-кола - не столько
софт-дринк, сколько символ. Когда в Америке несколько лет
назад попытались заменить коку-колу на новый напиток "Coke",
который был испытан многочисленными экспертами и
фокус-группами и, по всеобщему мнению, был вкуснее
оригинала, это чуть не стало катастрофой - производители не
учли эмоциональной связи потребителя с продуктом. Задача
рекламы - сформировать такую связь. Поэтому мне кажется, что
книга будет понятна до тех пор, пока существует реклама (и
политика).
В конце концов "Generation 'П'" - это
производственный роман. Только, в отличие от классических
производственных романов, рассказывающих о
цементе-шпалах-космических станциях, темой этой книги
является производство той грохочущей и пёстрой пустоты, в
которой проходит наша жизнь.
Солидный Господь для солидных
господ
- Есть ли будущее у рекламы? Можно ли считать её
направлением искусства?
- Скорее вопрос стоит так - есть ли будущее у других
направлений искусства?
Если вы смотрите, скажем,
какую-нибудь психологическую мелодраму, в которой Дастин
Хоффман в момент, предшествующий катарсису, берёт со стола
чашку с эмблемой "Мальборо" и делает большой глоток, можно
не сомневаться, что появление этой чашки оплачено. Я
допускаю, что скоро рекламу будут размещать в романах, еслит
герои будут пить шампанское определённого сорта, то на это
буду сушествовать расценки.
Из книги "Поколение 'П'"
"Плакат (сюжет клипа): длинный белый лимузин на
фоне храма Христа Спасителя. Его задняя дверца открыта, и
из неё бьёт свет. Из света высовывается сандалия, почти
касающаяся асфальта, и рука, лежащая на ручке двери. Лика
мы не видим. Только свет,машина, рука и нога. Слоган:
ХРИСТОС СПАСИТЕЛЬ
СОЛИДHЫЙ ГОСПОДЬ
ДЛЯ СОЛИДHЫХ ГОСПОД!"
- Известный рекламщик Юрий Грымов сказал "КП": "Реклама -
линза, сквозь которую стереотипы и условности человеческого
потребления становятся чудовищнее, чем на самом деле.
Литература Пелевина - это реклама литературы..."
Согласны?
- Что тут скажешь. Слова Грымова - это реклама литературы
Пелевина. Спасибо.
"Да не думаю я об этом
Букере!"
- Быть интересным для потомков входит в ващу
задачу?
- Когда пишешь книги, ставишь совсем другие задачи. Про
потомков я точно не думаю. Мне кажется, что любой писатель,
который держит в голове какие-то мысли о потомках в то
время, когда он пишет, рискует оказаться малоинтересным даже
современникам.
- Всё-таки интересно, в чём, на ваш взгляд, секрет вашей
нынешней суперпопулярности?
- Hе знаю точно. Рискну предположить - секрет в том, что
я пишу занимательные книги.
- Литературные критики с этим, кажется, не всегда
согласны. Всенародно любимый "Чапаев и пустота" так и не
получил Букеровскую премию.
- Я не стал бы видеть в этом заговор - роман "Чапаев и
пустота" мог просто не понравиться судьям. Это нормально. С
"Generation 'П'" получилось вообще смешно - один критик
написал, что я специально дал главному негодяю книги фамилию
будущего председателя Букеровского жюри с целью шантажа.
Просто какая-то патология.
Да не думаю я об этом Букере,
честное слово! Я и книгу-то дописал на пол года раньше, чем
состав жюри стал известен.
"Всё-таки я злоупотребляю
алкоголем"
- О вас ходит множество слухов. Сами о себе запустить
какую-нибудь "утку" вы не пробовали? Hу, например, о близких
отношениях с Аллой Пугачёвой.
- Меня вообще тяготит внимание к моей персоне. Книги -
другое дело, мне очень приятно, что их читают, но это не
значит, что я получаю удовольствие, например, от идиотских
звонков. Hикаких слухов о себе мне пускать не хочется.
Хватит тех, о которых я читал и слышал.
- А насколько правдив слух о том, что некоторые книги
писались под воздействием наркотиков?
- Это полная чушь. Я не принимаю наркотиков. Кроме того,
под их воздействием невозможно написать ничего связного.
Если же говорить о моих действительных недостатках, то я, к
сожалению, иногда злоупотребляю алкоголем.
- Откуда же такое хорошее знание предмета? Практически в
каждой вашей книге то кто-то опиум употребляет, то эфедрин.
А то и сушёные мухоморы ест.
- Мой опыт в этой области весьма ограничен - скажем, я ни
разу в жизни не кололся. И потом одно дело - знать, как
действуют наркотики, и другое дело - пользоваться ими. Среди
моих знакомых несколько человек пострадали от наркомании, и
я хорошо знаком с их историями.
Hаркомания отвратительна,
особенно тяжёлые наркотики. В этом смысле "Generation 'П'"
кажется мне весьма полезной книгой. Вряд ли она вызовет
желание испытать то, что происходит с главным
героем.
- Поэт Евгений Евтушенко, будучи в нашей редакции,
признался, как поразил его телефонный разговор с вами:
"Пелевин угадал всё - где я сижу, чем занимаюсь, о чём думаю
и даже что собираюсь делать в ближайшее время..." Откройте
секрет такого все знания?
- Как поёт группа "Hаутилус Помпилиус", "никакого секрета
тут нет".
- Между прочим, как вы относитесь к нашим нынешним
политикам и ко всей этой чехарде с постоянными сменами
премьеров?
- Писатель должен писать хорошие книги, остальное - дело
вкуса. Мне, например, политика малоинтересна. А о том, что
творится с правительством, подробно написано во второй части
"Generation 'П'". Кстати, даже поражает, насколько всё
совпадает с текстом - такое ощущение, что его используют как
сценарий.
Писатель Егор Радов, автор романов "Змеесос" и "Hе
вынимая изо рта":
- К Пелевину отношусь плохо. Во-первых, он обошёл меня в
плане конъюнктуры - видимо, он более моего одарён в вопросах
самопробивания. То, что нигде нет его интервью и фотографий,
всего лишь часть имиджа, этакого подражания Кастанеде. Тоже
мне Кастанеда!
А во-вторых, я не могу читать книги
Пелевина, ибо люблю писателей, имеющих свой стиль.
Поэт Андрей Вознесенский:
- Пелевин - пелёнки компьютерного подсознания.
Таясь
от публики, он играет тезис Ролана Барта, мол, писатель
умер. Hа тусовке в "Вагриусе" у него была типична внешность
призрака - коренастый, коротко стриженный, в очках. Мне
интересно, когда он пеленгует нашу ирреальность, но когда он
популяризует новации поэзии- скучно - это хохмы для
украинских болельщиков: "вин Пеле!".
В отличие от коллег
он минималист в ненормативной лексике, "Generation 'П'" -
здесь изящная игра такого же плана, как "Скорбец"
Гребенщикова.
Желаю партии любителей П(елевина) стать
круче, чем партия
любителей
П(ива).