Как объяснить Бориса Гребенщикова, Боба, БГ,
лидера группы "Аквариум"? Для части поколения Гребенщиков - эпоха,
пророк, и небожитель. Для других - инфантильный философ, так и не
научившийся толком ни играть рок-н-ролл, ни писать стихи.
На
одном московском выступлении Борис Гребенщиков поразил
несвойственной актуальностью: давняя песня Вертинского "Я не знаю,
зачем и кому это нужно...", возникшая в репертуаре Гребенщикова
шесть-семь лет назад и ассоциировавшаяся с затухавшей афганской
войной, теперь прозвучала трагически и, как ни ужасно, исключительно
актуально. С этого и начался разговор в московском пристанище
музыканта, на Пречистенке. Дом начала века, дух коммуналки, звуки и
запахи кухни - интерьер соответствовал образу рок-музыканта.
- В нашем сознании рок-н-ролл - это "музыка протеста".
Странное дело: сегодня, когда для протеста столько поводов,
музыканты вдруг с головой ушли в разговоры о чистом искусстве -
качестве звука, света, имидже и т.д. Эта размягченность не только
раздражает - рок просто дискредитирует себя.
- За всех,
конечно, нельзя сказать. - Но то же самое я почувствовал, когда
пришел на ТВ на этот Новый год: разгул какой-то порнографии. В том
смысле, что все вроде люди хорошие, все делают вид, что ничего с
нами не происходит. Когда человек пытается таким образом врать и
себе, и окружающим, он очень сильно подрывает основы своей личности.
Я не Шевчук, я не буду с пистолетом гулять по ночным клубам и палить
в потолок, но про себя знаю: такое ощущение, что живу в тени
чего-то. А пока живешь в тени, происходит деградация. Думаю, что
музыканты увлеклись погоней за внешним благополучием, даже
растерялись немного. Это и немудрено: вот возьмешь газету - и вроде
складно там все объясняется, вроде и не надо бороться. Пока читаешь
га зету, все нормально, перестанешь - чувствуешь, нарыв ходит около
сердца и не отпускает никак. Это старая православная традиция: чтобы
изгнать демона, надо знать его по имени. Я до сих пор считаю, что
"Наутилус" очень много сделал для России тем, что в песне "Скованные
одной цепью" музыканты точно назвали заболевания общества,
перечисляя их в каждой строчке - назвали беса по имени. Когда беса
назовешь по имени, ему некуда деться: он не может не отозваться, не
может не уйти. А мы сегодня закрываем на все глаза, не хотим имен
называть. Вот вроде с Чечней разобрались, согласились - внутренний
конфликт. Ни фига не конфликт: мы вырубаем собственных людей.
Понятно, что симптом заболевания давний, ясно, что на 90 процентов
это отмывание денег людьми, которые у власти находятся. Но деньги -
одно дело, а когда из- за этого погибают тысячи мирных людей,
молоденьких солдат - это преступление откровенное. И пока ты ничего
не говоришь, ты с этим соглашаешься. Молчание - пассивное соучастие.
- Сегодня модно объяснять: чего говорить, мол, вообще все
слова, как в вату уходят. Глас вопиющего в пустыне - никто не
услышит, ничего не изменится.
- Кришна, который был, как
я понимаю, не самым глупым человеком на земле, говорил по этому
поводу: главное - это мотив, что тобой движет в том или ином случае.
А плоды поступка - не твое дело. Подойди с чистым сердцем, сделай,
что нужно, - и никогда не ищи результатов сделанного. Нужно говорить
не потому, что это как-то откликнется, а потому, что ты не можешь не
сказать.
- В вашей музыке последние несколько лет
восточные мотивы настойчиво пытаются переплестись с русской
мелодикой. На мой взгляд, выходят всего лишь стилизации. Притом, как
бы ни была модна восточная философия, на российской почве она
неестественна, все равно чужда.
- Это не стилизация по
одной простой причине: я не считаю себя отдельным от остального
народа, нет никаких оснований считать себя слишком умным,
гренландцем или еще кем-то. Я русский. По большому счету, получаются
народные песни, не потому, что я примазываюсь к народу, а потому,
что я часть его и есть: то, что приходит в голову, - часть народного
голоса. Что такое народная песня? Кто-то ее написал когда-то,
забылся второй куплет, его додумали и т.д. В итоге через некоторое
время к нам доходит измененная и уже народная песня. Так, например,
происходит в шотландском фольклоре: мелодия может идти из
средневековья, но нес каждые полвека пишут новые слова, потому что
предыдущие все быстро забывают, а мелодию забыть жаль - хорошая. Мне
отчаянно хочется не сидеть просто сидеть в академической народной
музыке или в академическом рок-н-ролле, а заниматься сиюминутным,
тем, к чему лежит душа непосредственно сейчас. Что касается
восточных мотивов... Для меня рок-н-ролл и религия - вещи
взаимозависимые и друг друга объясняющие. Когда я был еще мальчиком,
безо всякого анализа мне было ясно, что рок - это правильно, а все
остальное, что я вижу вокруг - неправильно. Я знал, что это мое.
Потом появилось желание совместить ощущения, догадки с книжным
опытом: что поводу моих проблем люди умные думают. И выяснилось, что
европейская цивилизация по этому поводу в общем ничего не говорит;
православие говорит много, но мне в пятнадцать лет понять это
трудно. А вот старые китайцы или цзен-буддисты рассказывают все
очень ясно и, главное, очень практично. И я стал играть рок, имея в
виду эту философскую базу. В итоге тибетский буддизм оказался для
меня объясняющим все. Это не значит, что вся Россия должна срочно
бежать в Тибет: для русских православие гораздо ближе, понятнее,
точнее. Но я вот такой урод: мне хочется знать, что со мной
происходит, почему я делаю так и так, что будет дальше. В Тибете,
куда мы с музыкантами мотаемся часто, живет достаточное количество
умных людей, которые способны ответить на вопросы, в которых сам я
разобраться не могу. Я спрашиваю у девяностолетнего старика, он
отвечает: дело известное, сделай то-то и то-то. По приезде в Питер
понимаю: он прав - в силу жизненного опыта, огромной культуры,
которая за буддизмом. Но здесь еще одно. Мой учитель говорит: помни,
если у тебя доброе сердце, если ты делаешь что-то другим, то ты
буддист. Если ты делаешь все только для себя - ты не буддист, как бы
ты не назывался, хоть далай-ламой.
- Мне кажется, все
начиналось как раз с попытки привнести в советское передовое
мышление культурное достояние Запада. Возникшие как бы параллельно
"Зоопарк" Майка Науменко и "Аквариум" то ли соревновались друг с
другом в адаптировании английских рок-н-рольных текстов, то ли вели
корпоративную политику.
- Чтобы играть рок-н-ролл, нужно
было поймать то самое настроение. Можно, конечно, просто перевести,
но настроение терялось - у нас абсолютно другая культура. И чтобы
добиться нужного эффекта, необходимо подобрать слова, по-особенному
их расставить - при этом и играли мы похуже, и драйва не было, но
ощущения от песенок стали возникать схожие. Мы с Майком
специализировались на Бобе Дилане. Он придумывал мир, который жил по
законам Дилана, я пытался чувствовать, как Дилан, описывая в песнях
совершенно конкретных людей и события. Мы вместе с Диланом
открывали, соревновались, кто напишет более дпинную песню.
- А зачем нужен был именно Дилан - герой иного мира, иной
культуры?
- Настроение... Я понимал, что Окуджава,
Клячкин, Высоцкий - это не то. Я чувствовал по-другому, иначе
воспринимал девушек, жизнь... И единственная причина, по которой
"Аквариум" стал так или иначе популярен, в том, что мы честно
гнались за этим ощущением и его ловили все время. Что-то происходило
в нашем мире, мы это чувствовали и были адекватными выразителями
этого дела. Мы пели о том, что с нами происходит сегодня, и поем об
этом до сих пор. Старое петь не интересно, надо писать новое.
По-старому петь тоже нельзя, поэтому "Аквариум" то исчезал, то
возрождался, то Гребенщиков пел один, то с "БГ-бендом". Поэтому я
сегодня пишу песенки, которые смахивают на вальс, такие чисто
российские - грустные и заунывные. Это настроение берется из
воздуха: мне самому не нравится, меня выворачивает, когда исполняю,
но все равно пою, ничего не могу поделать. Актуальный Гребенщиков,
БГ - борец за справедливость... Не вяжется с образом пилигрима к
святым буддистским местам, небожителя русского рока. На том
концерте, перед Вертинским, Борис сказал что-то невнятное, что-то
призывающее не сдаваться. Провожая до дверей, на прощание певец
сообщил: что-то я там промямлил на концерте... Ничего, будем учиться
говорить.
Николай Фохт
"Известия" 14 марта 1995
Фото: Аквариум