на главную . просвет . культпросвет

Йога в географии русского духа
   
По-настоящему о йоге в России пишут крайне мало. Хотя здесь у этой практики особый абрис. Особое поле. Русский человек - эмоциональный человек, очень чутко улавливает любое веяние светлого тепла. А еще йога способствует развитию творческой личности. Многие жаркие и одаренные натуры убедились в этом на собственном опыте. Индийский метод "искусства жить" - это продолжение длинных, почти бесконечных раздумий, которые вовремя подхватывают Лариса Михайловна Данилина и Маша Шифферс - учителя московской студии йоги, что в Вознесенском переулке*.
   
Долька: У йоги много противников в России - жесткие бородатые традиционалисты, которые считают, что не приживется она в данном историко-культурном пространстве…  
  Маша Шиферс: Слова, слова, слова… А есть реалии. Йога давно уже прижилась, этому очевидному факту нечего возразить. Насколько я могу судить, йога была интересна еще с советских времен, когда была под запретом, и за нее можно было в тюрьму попасть. Скажем, очень известный пример Дмитрия Панина, человека, которого потом Солженицын описал в своем романе "В круге первом". Известно, что он спасался йогой, сидя в лагере. И здесь, вне ГУЛАГа, продолжал жить согласно этой дисциплине.
   

 

 

 

 

Лариса Данилина: Я знала Панина. Мой муж с ним встречался. Я была у него дома один раз, когда, будучи занятым, супруг поручил мне отнести ему какие-то тексты. Этот человек ходил зимой в пиджаке - худой, со сверкающим голубым взором. Жил в пятиэтажке. Занимался йогой в комнате, где не было ничего кроме зеркала, пустого пола и какого-то маленького топчана. Естественно, он следовал определенному питанию, сам делал масло, которым пользуется нормальная аюрведическая кухня. Разрушенные ванна и туалет - вот так жил Панин - его совершенно не интересовал окружающий мир. Это его спасло в лагере и это его спасало в дальнейшей жизни - в Москве.

А сам Айенгар, основатель нашего йогического направления, что его спасло как не йога, если в 14 лет он был совершенно больным, умирающим мальчиком, а через несколько лет учитель прекратил занятия, сказав, что научил всему, что сам умел? Сейчас гуруджи 83 и с каждым годом он становится все моложе по взору, своему поведению и мудрее, одновременно. Какие могут быть еще примеры?

Почему у Довлатова не проходили мешки под глазами, и от чего умер Веничка Ерофеев? Что заставляет сегодняшних критиков литературы объединять целый художественный пласт в отдельный раздел - суицидология? Кто виноват? Кому хорошо? Что делать? Это вписалось в местную географию. Классики литературы, на самом деле, оставили богатое тревожно-депрессивное наследство. Чехов, Бунин, Куприн, Грин, Введенский, Георгий Иванов… Уже сформировалось представление о том, каким страдальцем должен быть писатель, и, разумеется, читатель. Выходец из России, французский литератор 20 века Ромен Гари - летчик и большой умница, тем не менее, кончает жизнь самоубийством, бросив между одним десятилетием и смертью некую фразу, что, дескать, я всю жизнь в глубокой депрессии, с тех пор как обрел половую зрелость. Это и понуждает меня писать. Так ли все просто?

   
Долька: Психотерапевты определяют "смятение ума и сердца" в разряд, так зовущихся, "пограничных состояний". Йога так же занимается своего рода исследованием пограничных возможностей человека. Чем следует, в таком случае, считать депрессию - недугом, или двигателем творчества?  
  М.Ш.: Состояние подавленности - это, безусловно, состояние дисгармонии. Считается, что есть какой-то дисбаланс. Поэтому, с точки зрения йоги, насколько я поняла, говорить, что депрессия - это творческое состояние, которое обязательно приведет к какому-нибудь прорыву, нельзя. Тревожность, подавленность и страх - это один из первых моментов, с которыми борется йога. Есть специальные позы (асаны), набор упражнений которые помогают людям избавляться от угнетенности и тоски. Вот пример. Татьяна Окуневская, будучи в лагерях (можете себе представить, какие жуткие состояния преследуют людей в заключении), занималась йогой. И практикует ее до сих пор. По крайней мере, утверждает, что каждый день стоит на голове. Но это все люди, у которых, все-таки есть воля к жизни. Регулярность - одно из обязательных условий. Если заниматься раз в несколько месяцев, то ничего не произойдет, человек все равно останется наедине со своими фобиями. А это, как вы понимаете, вопрос жизни и смерти.
Долька: Как отражается на читателе литература, вымученная в перерывах между стопкой, соленым огурцом и намыленной веревкой?  
  Л.Д.: Я просто не хочу называть имя писателя, потому что жонглировать именами - не слишком хорошо, я могла назвать Панина, а тут другое. Просто этот человек, когда возникала какая-то критическая ситуация, требующая от него определенного решения и поведения, впадал в запой. Запой этот продолжался две недели, потом две недели он выходил. После - наступало хрустальное состояние, и, тогда он начинал писать. А в другие моменты жизни он не мог работать. Ведь зависимость быстро включается в естественный ритм и разрушает человека. Другое дело, что этот писатель нашел в себе волю и бросил пить, но это случилось уже после того, как друзья, систематически вытаскивавшие его, сказали: "Еще раз запьешь - умрешь просто, а мы не приедем тебя спасать!". У меня была ученица, которая, прозанимавшись год, воскликнула: "Какой ужас - я перестала пить французское вино!" Это к тому, что человек постепенно избавляется от пороков. Без собственного усилия ничего не произойдет.
   
  М.Ш.: Это вопрос слишком тонкий и обширный. Я согласна с тем, что он имеет право на существование. Если углубляться в древность, то художественная литература (в том виде, в котором мы ее сегодня читаем), в те времена не воздействовала на людей разрушающе. Прежде чем произошло ее обмирщение, читались священные тексты и философские трактаты, да и то людьми образованными, монахами, например. Последние несколько веков люди выписывают себя, какие-то свои внутренние сложности и все это читают. Безусловно, на книгочея с лабильной психикой, излияния писателя сложного и безрадостного, могут подействовать. Давать совет читателям не читать - нельзя - такова культура сейчас.
   
  Л.Д.: Кроме того, известны случаи, когда человек творческий "выписывает" свое самоубийство в литературу и таким образом спасает себя от этого. Подобная литература находит своего читателя. Думается, что за этим есть не только однонаправленность - человек спасается от суицида благодаря "выписыванию", но и более глубокие философские вещи, способные найти отклик у персоны одаренной и вызвать недоумение у человека, который ничего в этом не понимает.
Долька: Что служит причиной дисгармонизации творческой личности и как это выправить?  
  М.Ш.: Если человек занимается йогой, он постепенно меняет образ жизни. Причем происходит это совершенно ненасильственно, а "само собой". За счет того, что человек получает жизненые силы, у него пропадает потребность искать какие-то иллюзорные состояния, в которых, как ему кажется, он эти силы черпает. Когда, скажем, балуется спиртным, или курит, или выпивает чашку крепкого кофе - испытывает заряд бодрости на 30 минут. Регулярные занятия йогой методично вырабатывают в человеке запас истинной энергии, со временем меняются жизненные привычки. Тем более важно это для пишущих - некоторым из них нужен постоянный допинг, и, вместо пачки сигарет и рюмки вина куда лучше и полезнее практиковать йогу. Люди, которые занимаются, сами перестают курить, употреблять алкоголь. У кого это сразу происходит, у кого занимает больше времени. Улучшается качество сна. Не знаю, может кто-то считает, что для творчества нужно провести пять бессонных ночей и на шестую бессонную ночь, в состоянии полного безумия, создать какой-то великий шедевр. С точки зрения йоги, считается, что чем меньше стрессов, тем лучше для общего здоровья личности. Существуют простые, но очевидные вещи: например, ночью необходимо спать и регулярные занятия йогой дают эту возможность. Бессонница, кстати, тоже серьезное заболевание, от которого нешуточно страдает множество людей.
Долька: Можно ли считать, что творческому человеку от Бога дается больше, а отсюда такие требования к жизни, которым очень сложно внутренне соответствовать, подчиняясь определенным дисциплинам?  
  Л.Д.: Не знаю можно ли так разделять…Сам человек это уже творчество…
Долька: Имеется в виду писатель или поэт, например.  
  М.Ш.: С моей точки зрения творчество, которое приходит через наркотики, алкоголь, или какое-то явно не гармоничное состояние, не является и творчеством, как таковым. Смотря что понимать под словом "творчество". Если это некое целостное состояние общечеловеческой системы, то есть полная гармония ума, разума, душевного покоя, то я думаю, что это - творчество, которое может великую проявленную личность привести к каким-то уникальным свершениям, скажем к состоянию просветления, которое является высшей ступенью в йоге.
Долька: Можно только вообразить себе свершения просветленного литератора… Кому-то, конечно, больно и обидно осознавать свою отсталость..., но если уже речь идет о чистом и незамутненном творчестве…можно и поступиться привычками?  
  М.Ш.: Пока допинговая культура интересна людям на данном этапе развития цивилизации, это невозможно. Что касается способностей (у кого их больше у кого их меньше) - это вопрос очень сложный. Все зависит от развития самосознания.
   
  Л.Д.: Ну, все-таки, художники - это особая структура, в каком-то смысле… Я знала прекрасного художника, теперь уже покойного, Михаила Шварцмана, который просто не мог спать. Конечно же, он писал днем, но образы возникали ночью, в момент бессонницы полнейшей. Как это назвать? А он был, в таком, общем представлении - абсолютно здоровый, нормальный человек - не пил, не курил, вел разумный образ жизни. Православный человек, православная жена, вообще, очень хорошая, добротная семья. Это известный очень живописец - известный во всем мире. И когда наши художники все ринулись на Запад, в связи с "открытием дверей", то он единственный, кто никуда не уехал, так все здесь и оставил. А вот другой пример, яркий и живой: к нам ходит заниматься художница, которая мне очень понравилась, потому я определила ее технику, как - "письмо светом". И она тоже не спит ночами - очень остро улавливает все звуки, и, кстати говоря, человек творческий со звуками находится в особых отношениях.
Долька: Проблем с Русской Православной Церковью у вас нет?  
  М.Ш.: Это у Православной Церкви есть с нами проблемы. (Смеемся).
   
  Л.Д.: Какие у нас могут быть проблемы с Православной Церковью? Христианство - глубочайшая философия. Никаких абсолютно проблем. У нас очень много верующих людей, занимающихся с крестиками. Действительно они задают иногда вопрос: "А вот я, все-таки, верующий человек, не повредит ли это мне?". Знаете, замечательно сказала одна милая женщина, которая ходит в церковь регулярно, у нее есть свой батюшка: "Вы знаете, я всех моих знакомых, с которыми вместе молюсь в храме, призываю заниматься йогой, потому что ... смотрите, как вы переминаетесь с ноги на ногу, какое у вас раздражение на лице - это мешает вашему общению с Богом, а я стою в Тадасане - это поза горы - всю службу, и, мне так радостно на душе, я знаю, что все это время я нахожусь в контакте с Господом. И мне не мешают мои физические недостатки, а вы не можете выстоять".
   
 

М.Ш.: Церковь путает йогу с религией и считает, что йога является сектой, а, следовательно, конкурентом.

 

В художственно-буддийском разделе исследования "Пять вечеров", великий пишущий слепец Хорхе Луис Борхес отмечает: "Что означает слово "йога"? Это слово мы произносим, когда говорим "иго", и восходит оно к латинскому "yoga". "Иго"- это дисциплина, которой подчиняет себя человек". О величайшем невмешательстве йогов в суетные дела мира, о религиозной терпимости и правильности мышления можно судить по делам этих людей. Йоги никогда не прибегают к огню и мечу. А о кропотливой целебной силе этой системы говорят ее приверженцы - поэт, писатель и философ Кришнамурти, бельгийская королева-мать, которая на восемьдесят четвертом году жизни стала ученицей Айенгара, певец Стинг.

Талантливейший английский скрипач Йегуди Менухин (также один из многочисленных учеников Б.К.С Айенгара) признается: "Этот метод идеально приспособлен для предотвращения физических и душевных недугов, для общего укрепления тела, что неизбежно развивает чувство уверенности в себе и своих силах". Сложно кого-либо упрекнуть в тоталитарности и диструктиве, когда смысл его жизни - гармония в себе и вокруг себя…

   
Долька: В какие сроки человек может избавиться от своих внутренних проблем?  
  Л.Д.: Это упорный труд. Сколько требуется времени для лечения гомеопатией? Как минимум год, если не очень серьезная проблема. Но человек при этом начинает каждые три часа принимать шарики. Так же с йогой - на один день, или на два, хватает максимум того, что вы получаете на занятиях, а потом это все нужно возобновлять. Получить легко, удержать очень трудно - это знаю на собственном опыте.
   

Йога действительно воспитывает волю, но она и требует волевого усилия. Как шутливо говорит любимый ученик Айенгара - Фаек Бириа, не забудьте бросить коврик на пол и вы увидите, что ему грустно лежать одному. Вы сделаете одну позу. Ей одной будет скучно, и вы точно сделаете вторую. Сами не заметите, как позанимались.

 

апрель 2001

* В студии в Вознесенском (еще ее называют студией театра "Около"), преподают классическую йогу в традиции Б.К.С. Айенгара - основателя института йоги в городе Пуна, на юге Индии, и, пожалуй, самого известного йогина наших дней. Лариса Данилина и Маша Шиферс, получили сертификат, дающий право преподавания, подписанный Айенгаром.

 

Сайт управляется системой uCoz