Ashtanga Vinyasa Yoga.

 

Шри К. Паттабхи Джойс - йог в законе.

  Аштанга-виньяса йога - это одна из самых мощных и эффективных из известных на сегодняшний день систем хатха-йоги, хранителем традиции которой в настоящее время является Шри Паттабхи Джойс (Sri K.Pattabhi Jois), возглавляющий школу йоги в Майсоре, Южная Индия.

  Аштанга-виньяса является динамической практикой, которая включает в себя последовательности асан, связанных между собой комплексами движений - виньясами, и выполняемых совместно с пранаямой (определенным способом дыхания), бандахами ("энергетическими замками") и дришти (концентрацией внимания на определенных точках). Во время выполнения практики сохраняется дхьяна (медитативное состояние сознания).
   

Термин "виньяса" переводится как "дыхательно - двигательная система упражнений". При синхронизировании движения с дыханием по типу уджайи-пранаямы и применением во время выполнения асан энергетических замков мула бандхи, уддияна бандхи и джаландхара бандхи, в теле возникает сильный внутренний жар, вызывающий обильное потовыделение. Таким образом происходит процесс очищения и омоложения мускулов и внутренних органов, из организма выводятся токсины. В результате практикующий чувствует в теле силу и легкость. Виньяса уравновешивает дыхание и обеспечивает бесперебойную циркуляцию крови по всему телу. Дыхание становиться ритмичным, тело сильным, а ум спокойным.

Традиционно такой подход называется "Йога - Мала" ("мала" - санскр. "гирлянда, четки, венок"). Йога-Мала - это Венок Йоги, где асаны нанизаны на нить дыхания. Выполнение асан в виде связанных в непрерывные последовательности комплексов - эффективный способ накопления энергии в теле, способствующий психоэнергетической трансформации и расширению диапазона восприятия.

В каждом комплексе Аштанга-виньяса йоги обязательно присутствует несколько ключевых асан и виньяс, которые бросают реальный вызов Силе Духа практикующего. Бескомпромиссная необходимость ежедневно принимать вызов и преодолевать собственную слабость быстро укрепляет Силу Духа, придает человеку уверенность и реально преображает его тело и сознание.

Многие из современных школ йоги изменяют традиционную методику и упрощают практику, подгоняя ее под весьма ограниченные возможности занимающихся. Так возникают выхолощенные и профанированные "игрушечные" стили йоги. Занятие ими - дань моде, экзотике или престижу. Именно такие стили обычно становяться популярными и массовыми, потому что их основатели ориентируются на доступность и легкость, из экономических соображений стремясь привлечь как можно больше людей. Хранитель традиции аштанга-виньяса йоги Шри К. Паттабхи Джойс бескомпромиссно отстаивает прямо противоположный подход, утверждая, что не Йогу надо приспосабливать к слабости и несовершенству практикующего, а наоборот, практикующий должен развить себя до соответствия идеалам Традиции. Ориентация на несовершенство и слабость людей, искалеченных комфортом цивилизации, может привести к угасанию самой Традиции Йоги. А это недопустимо, поскольку истинная практика Йоги в современных условиях дает нам шанс преодолеть прогрессирующую физическую и духовную деградацию.

 Иерархия тренировочных последовательностей Аштанга - виньяса йоги состоит из шести базовых уровней восходящей степени сложности (возможно существует седьмой, но информация о нем не разглашается). Информация по первым пяти уровням доступна - выпущены фильмы, где наиболее опытные из западных учеников Паттабхи Джойса - Дэвид Свенсон (на фото), Ричард Фриман, Тим Миллер и другие (см. разделы Видео и нашу подборку ссылок Yogalinks) выполняют  подготовительные и базовые комплексы.

Дэвид Свенсон.

В России учителей, уполномоченных непосредственно Паттабхи Джойсом, нет. У Джойса в Майсоре обучался Андрей Лаппа, но во первых он базируется на Украине, во вторых Джойсом не уполномочен (тот вообще очень строг в отборе кандидатов), в третьих преподает свой стиль, отличающийся от классических последовательностей Кришнамачарьи - Джойса, хотя и основанный на принципах аштанга - виньясы.  В Москве первый уровень в классическом виде преподает Игорь Медведев (см. раздел Точки).

Рангасвами Шаратхандра (Шарат)

Паттабхи Джойс родился в 1915 г. Его учителем был известный йогин Шри Кришнамачарья, у которого Джойс учился около 30 лет. Другими учениками Кришнамачарьи были всемирно известный Б.К.С. Айенгар, основавший позднее свой, статический стиль хатха-йоги, (учился у Кришнамачарьи 2 года), Б.Н.С. Айенгар, возглавляющий свою школу йоги там же, в Майсоре, Т.К.В. Десикачар и другие. Преемником П. Джойса является его внук Шарат (род. 1971), который помогает ему вести семинары и является зам.директора основанной Джойсом Йога-Шалы (школы йоги) и Института  исследования аштанга-йоги.


* * *

Вообще, динамические практики свойственны более холодным регионам, нежели Индия. Тот же Лаппа отмечал, что в Майсоре после 9 утра заниматься уже тяжело - слишком жарко. При таком климате достаточно просто принять статическую позу - и уже десять потов сойдет :-) А если динамику днем "откатывать" - вообще можно сорвать сердце. Зато динамическая йога издавна практиковалась в Гималаях и Тибете. Автор книги "Йогическая традиция Майсорского дворца" Н.Е. Шьоман упоминает, как он лично слышал от Б.К.С. Айенгара, что у Кришнамачарьи был тибетский учитель, у которого тот обучался в Гималаях, вблизи горы Кайлас. (Правда сам Шьоман склоняется к мысли, что аштанга сложилась как синтез хатхи и индийских боевых искусств.) Скорее всего речь идет об основном учителе Кришнамачарьи - Шри Рамамохане Брахмачари, который жил в Гималаях, вблизи озера Манасаровар. Впрочем Кришнамачарья изучал йогу у многих мастеров.

Неизвестно, знал ли Шьоман о тибетской йоге. А ведь очень интересный факт, что похожая на аштангу практика - динамика с асанами, дыханием и концентрацией имеется в тибетском буддизме ваджраяны - это "rTsa rLung" (йога ветра) , практикуемая в линии преемственности Longchen Nyingthig традиции Nyingma. Иногда ее называют "янтра-йога" - это обозначение ввел Намкхай Норбу Ринпоче для западных учеников. (Некоторые утверждают, что янтра - йога, как ее предлагают на западе, это максимально упрощенный вариант ца лунга). Оле Нидал, лама другой линии тибетского буддизма - Карма Кагью, так ответил на вопросы учеников: "Вопрос: Существует ли буддийская йога для упражнений с телом, подобная хатха-йоге? Ответ: Есть буддийская йога для тела, но она для того времени, когда вы уже способны представлять собственное тело как тело йидама, тело из энергии и света. Это всевозможные виды тряски и подпрыгивания для открытия внутренних каналов. Это не те медленные вещи, которые делают индуисты, а больше напоминает каратэ. Быстрые, сильные движения, а не медленные и лёгкие. Но используется только после того, как у вас выработалось полное ощущение своих внутренних энергетических каналов и колёс."

Правда в отличие от тибетских практик, в аштанге хоть и желательно наличие авторитетного гуру, но никаких особых посвящений не требуется, вход в систему свободный - приходишь и занимаешься. Начинать практику последовательностей первого уровня вы можете сразу, независимо от наличия медитативного опыта. В этом смысле хатха-йога вообще довольно доступна - считается что практика сама изменяет человека, что практика - лучший учитель. Если человек усердно практикует - он все равно изменится, независимо от своей изначальной мотивации. К тому же, хотя хранители традиции исповедуют индуизм (Кришнамачарья, судя по тилаку, который можно разглядеть на фотографиях, был вайшнавом), йогу могут практиковать все, независимо от конфессии и религиозных (или иных) убеждений.

 

Литература по аштанга-виньяса йоге на русском:

 

Йога - Мала1. Шри К. Паттабхи Джойс "Йога - Мала". Изд-во "JANUS BOOKS" 1999г.

Эту книжку Джойс написал в 1958 году на языке каннада. Помимо введения (что такое йога и т.п.) рассмотрена последовательность 1 уровня с фотками асан в исполнении молодого П.Джойса и его внука Шарата.

 

 

 

 

 


Динамические практики...1. Сборник "Динамические практики в классической йоге". Изд-во "JANUS BOOKS" и "София". 1999г. Содержит:

1. "Йогическую традицию Майсорского дворца" Н.Е.Шьомана (включая текст древнего манускрипта "Шритаттва Нидхи" с иллюстрациями)

2. "Аштанга-виняса йогу" близкого ученика Паттабхи Джойса, итальянца Лино Мьеле (рассмотрены 1 и 2 последовательности с рисунками).

3. Фрагмент из "Малла-пураны" - трактата по древнеиндийскому боевому искусству и системе подготовки борцов.

 

Источник: (hatha.newmail.ru)

 


Сайт управляется системой uCoz