Ольга Казак :: Работы :: Рецензии :: осень 2001

   

 

Механика вечной жизни в фильме Олега Божка "Сипадан - остров черепах"

Кто нибудь знает, где находится море Целебес? Вряд ли. Теперь у каждого россиянина имеется возможность не только заполнить пробелы в образовании, но и собственными глазами увидеть неповторимый коралловый мир, подивиться уникальной тропической фауне, пустить сентиментальную слезу при виде новорожденных черепашек.

 

Фильм "Сипадан остров черепах" - продолжает традиции научно - популярного кино в нашей стране. Он второй в серии проектов "Российских Подводных Экспедиций". Сипадан - экранизированная мечта любого романтика. Грезы о сомнабулических плаваньях вместе с гигантскими зелеными черепахами обретают в этом фильме реальность.

Наши русские герои, операторы - подводники, постоянно выглядывают из-за основного смыслового ряда. Замысел режиссера Олега Божка здесь прост и одновременно гениален. При всем при этом, фильм про сипаданских черепах не совсем традиционен. Он абсолютно не напоминает постановочные диалоги и сценки нашумевшей "Одиссеи Кусто". Это скорее фильм - репортаж. Без единой надуманной сцены.

 
 

Придирчивого критика здесь могут смутить лишь так зовущиеся "говорящие головы" участников "черепашьего рейда" Городисских и Кирьякова, беседа с которыми была снята уже в Москве. Но это только придирчивого критика, но никак не талантливого зрителя. "Бюсты" здесь более чем уместны и живее всех живых. Герои интервью - милейшие, образованные люди широкой души и с глубоким чувством юмора.

В научно-популярном кино вообще - то не приняты студийные записи, оператор - просто чуткий глаз, мы при его помощи видим. Божок здесь хоть и рисковал, но пошел на большее. Сломал забор и расчистил себе творческое пространство (в которое тот час же хлынула вода, и появилось множество черепах). Мы не только видим то, что увидели операторы, мы видим их самих, а что самое главное - слышим.

 
 
 

Кто не рискует, тот не пьет шаманского, в данном случае, еще и не снимает кино. При чем и режиссер, и сценарист хором уверяют, что интервью было сделано в рабочем порядке, скорее как источник информации - что-то вроде визуальной записной книжки. Но вышло иначе. Просмотрев запись, Божок решил, что "ребята слишком хороши в динамике". Не использовать сыр, который сам упал в руки, было бы ошибкой. В монтажке склеили несколько кусков - получилось очень органично.

Эмоциональный рассказ нафаршированных событиями подводников несказанно оживляет статичность некоторых фрагментов и поясняет таинственность множества эпизодов. Такова, например, сцена драки двух малазийских драконов, прокомментированная Леонидом Киряковым - старшим оператором. Или же момент нашествия барракуд, который объясняет Андрей Городисский - фотохудожник. Кстати, участие фотографа в экспедиции - чуть ли не штатное предписание. Эту должность нынче диктуют обстоятельства, а еще точнее - главная идея фильма.

 

 

 

Отправляясь в путешествие, ребята получили задание провести абсолютную видео документацию жизни черепахи. Необходимо было отшпионить момент кладки яиц черепахой-самкой, затем процесс рождения маленького черепашонка, его причастие океаном; бытовая жизнь в море и снова берег, и снова кладка… Местные рейнджеры не пожелали разделить точку зрения режиссера и запретили снимать черепаху - несушку, заявив, что облучение вредно скажется на ее физиологии. Наши оказались хитрее. Потому что с ними был Андрей Городисский, темной ночью заснявший "черепашьи роды" на свою фотокамеру.

Ребята выкрутились. Экспедиция получила жизнь черепахи, как она есть. Особенно гордятся аквалангисты кадрами "пастбища" - пестрой поляны, заросшей толстыми водорослями, на которую мирно присаживаются пообедать разнокалиберные черепахи.

 
 

Собственно, "Сипадан - остров черепах" - это не только подробный рассказ о странствиях великолепных рептилий. Есть здесь множество умилительных сцен из частной жизни островитян, описания местной географии и особенностей окружающего мира. Автор снабдил картину множеством красочных деталек, как из наземного, так и подводного мира - пестрые рыбы-ангелы обкусывают риф - утро, а в обед кургузый филиппинец тащит двух грандиозных серебристых рыб прямо к береговой кухне. Все - все меняется, даже теплые тропические течения на острове Сипадан.

Один из самых голых, неприкрытых музыкой, а потому живых сюжетов сипаданской истории - сезон дождей… Мокрые бананы, ручьи стекают с бамбуковых крыш, глиняные горшки, забытые на террасе - вот короткая истина природы. Вот что замечает чутко художник. Живые картины чужой жизни, где-то у моря Целебес тоже идет дождь. Как и у нас. Еще фрагмент и снова солнце, снова черепахи, на этот раз в ведре - 10 маленьких штук. Раз! И они уже несутся с нечерепашьей скоростью прямо в океан.

 
 
Божок не зря начинает и заканчивает свой фильм маленькой жизнью и бескрайним простором. Этим контрапунктом режиссер хочет объяснить закон вечного возвращения, механику постоянной жизни. При помощи природы. При помощи людей и животных, растений и воды. При помощи всего, что под рукой было у Бога в день сотворения. Это звучит банально, но об этом голосят почти все фильмы об окружающем мире. Особенно документальные. Все хотят жить. Вечно.
 

 

 

Смотрела и оценивала Ольга Казак.

 

 

 

 

 

другие рецензии

на главную страницу сайта

Сайт управляется системой uCoz